1

Свободный человек. Необычный взгляд на обычные вещи

 
Назад
На главную
 
РЫНОЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ДЕНАРКОТИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

Прислал: Сергей Коновалов

Автор:
Дубовиков Константин Константинович
- к.т.н., доц. каф. менеджмента УрСЭИ АТиСО

Рецензенты:
О.В. Артемова - доктор эконом. наук, профессор,
зав. каф . финансы и кредит УрСЭИ АТиСО

В работе приведен комплексный анализ источников прогрессирующей наркотизации населения, описана рыночная система взглядов на методы управления процессами денаркотизации населения и предложены альтернативные способы уменьшения количества наркозависимых. Предложена социально - экономическая модель, которая может быть использована при разработке комплексной программы денаркотизации населения и формирования здорового образа жизни.

Дубовиков Константин  КонстантиновичДубовиков Константин Константинович


Родился 23 сентября 1945 года в г. Челябинск.
В 1970 году закончил аэро-космический факультет Южно Уральского Государственного университета (Челябинский политехнический институт) где и работал до 1991 года. Затем два года в Челябинском агроинженерном университете С 1993 и до сентября 2000 года сотрудник различных коммерческих организаций. С сентября 2000 года по настоящее время - доцент кафедры менеджмента Уральского социально - экономического института (филиал Академии труда и социальных отношений г. Москва).

ВВЕДЕНИЕ

Рынок наркотиков существует, это объективная реальность. По оценкам экспертов ООН оборот на этом рынке составляет примерно 500 миллиардов долларов в год, или 9% всей мировой торговли [1] .
    В докладе, подготовленном Советом по внешней и оборонной политике "Наркомания в России угроза нации" (Москва, 1998 год) оборот наркотиков в России оценивался в 2.5. миллиарда долларов. При этом западные эксперты оценивали этот рынок в 7.5 миллиардов долларов в год.
    Нет основания считать, что доля запрещенных наркотиков в торговом обороте России, составляет величину меньше названных 9%. Т.е. на сумму от восьми до десяти миллиардов долларов в год (порядка 10% федерального бюджета), население России не приобретает легитимные товары и услуги, а, следовательно, теряет соответствующее количество рабочих мест и социальных гарантий.
    В докладе рабочей группы Государственного Совета от 24 сентября 2002 года официально названо число наркоманов в России - 3,5 миллиона человек. Это означает, что . около 10% граждан России в возрастной группе от 15 до 30 лет употребляют наркотики. Каждый седьмой из них, т.е. примерно полмиллиона человек не доживет до следующего года, т. к. срок жизни действующего наркомана редко превышает семь лет. К этому следует добавить 2.8 миллиона хронических алкоголиков [2, 18].
    По определению Президиума Госсовета "ситуация просто катастрофическая".
    На совещании с главами силовых ведомств, Президент России В. Путин подчеркнул, что "...обычных мер недостаточно, нужны новые предложения, которые привели бы к существенным изменениям в борьбе с наркотиками". Последнее можно рассматривать как программное напутствие Федеральной службе наркоконтроля, Указ о создании которой был издан через двадцать дней.
    "Обычные меры" в борьбе с распространением наркотиков в России раньше были возложены на плечи силовых структур и медицины. В рамках этих мер экономическая составляющая проблемы рассматривалась только с позиции обеспечения ресурсами антинаркотических мероприятий. Системного анализа источников проблемы и эффективности использования выделенных ресурсов не проведено.
    В подходе к проблеме наркомании в России имеет место несогласованность в терминах между наукой, правом и социумом, а это ведет к блокированию понимания проблемы. С завидным упорством наркоманию связывают с очевидными, но не определяющими факторами: нищетой, безработицей. При этом не называются потери бюджета, связанные с рынком психоактивных продуктов и наркотиков, и то, что именно эти потери являются одной из главных причин нищеты и безработицы среди населения. В освещении проблемы наркомании, даже на самом высоком уровне, имеет место тенденция подмены причины следствием.
    Несмотря на то, что учеными НИИ наркологии, ВНИИ МВД, Центра социологических исследований Министерства образования России, Института народнохозяйственного прогнозирования РАН доказана устойчивая связь между запрещенными наркотиками и психоактивными продуктами (табак, пиво и алкоголь) [3,4,5,6,8,9,10,15], среди официальных причин наркоэпидемии эта связь не рассматривается. Потери бюджета, связанные с рынком психоактивных продуктов и наркотиков, и то, что именно эти потери являются одной из главных причин дефицита бюджета [9,6], нищеты и безработицы среди населения не называются. Рынок наркотиков - как легальных (психоактивные продукты) так и запрещенных - остается вне рассмотрения.
    Наркобизнес, сложная, межнациональная система. Система не только криминальная, но и политическая, попирающая все общечеловеческие законы и ценности. Единственный закон, которому вынужден подчиниться наркобизнес, - это ЗАКОН РЫНКА.
    Основой, которая позволяет наркобизнесу противостоять попыткам цивилизованных государств ограничить распространение наркотиков, является СВЕРХПРИБЫЛЬ. Естественно, предположить, что формирование рыночных механизмов, которые снижали бы прибыль наркобизнеса, должно быть одним из способов остановить распространение наркотиков и решения проблемы денаркотизации населения.
    Рынок запрещен! Но рынок существует! А это значит, что отношения в системе нелегального оборота наркотиков можно моделировать, используя законы рыночных отношений.
    В представленной работе предлагается разработанная авторами рыночная система взглядов на вопросы денаркотизации населения России. Эта система дает целостное представление о проблеме, и даже в начальной постановке высвечивает многие стороны проблемы, до сих пор остававшиеся в тени. Она позволила определить место и задачи участников в общем процессе денаркотизации общества, оценить эффективность их деятельности, предложить и обосновать эффективные методы управления процессами денаркотизации населения.

1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ НАРКОМАНИИ

Группу избирательно вовлеченных элементов (включая, участвующее в процессе денаркотизации организации, людей и технические средства), и их связи, взаимодействующих между собой и с внешней средой и способных действовать как единое для достижения общей цели, рассмотрим как открытую систему.

1.1. Оценка ситуации По данным, которые приведены в Российском статистическом ежегоднике за 2001 год [7], резкий рост количества наркозависимых начался в 1986 году (рис.1). Начиная с 1992 года, процесс принял лавинообразный характер, масштабы которого таковы, что сегодня наркомания рассматривается как "угроза национальной безопасности России".
    Если рассматривать совокупность, субъектов, связанных с оборотом наркотиков, и их действий как единую систему, то существующее состояние такой системы можно описать одним высказыванием - "ПРОГРЕССИРУЮЩИЙ РОСТ КОЛИЧЕСТВА НАРКОЗАВИСИМЫХ".

1.2. Выбор цели
    Проблема наркотиков не нова. Наркоманы среди людей существовали всегда. В биологии имеются примеры наркомании даже среди животных. Очевидно, этот порок перешел человеку от его предков, как один из механизмов естественного отбора. Это говорит о том, что ставить вопрос о полном уничтожении наркомании бессмысленно, поскольку такая цель окажется невыполнимой. Имеет смысл говорить не об уничтожении наркомании, а о снижении количества наркозависимых до безопасного для общества (биологического вида) уровня.
    В качестве цели рассматриваемой системы принято ее состояние, при котором количество наркозависимых будет уменьшаться. Таким образом, ЦЕЛЬ - (желаемое состояние системы), можно определить высказыванием - "ПРОГРЕССИРУЮЩЕЕ УМЕНЬШЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА НАРКОЗАВИСИМЫХ".

1.3. Идентификация проблемы
    Под проблемой в данной работе подразумевается препятствие, мешающее системе перейти из существующего состояния в желаемое, т.е. препятствие, мешающее достижению поставленной цели. Таким препятствием является наличие развитого, неконтролируемого, криминального рынка наркотиков. Не трудно убедиться в том, что любое другое препятствие является производным, от названного. В случае если удастся тем или иным способом, подавить криминальный рынок наркотиков - количество наркозависимых начнет уменьшаться и поставленная цель будет достигнута. Таким образом, в качестве ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ принята проблема - "СУЩЕСТВОВАНИЕ РАЗВИТОГО, НЕКОНТРОЛИРУЕМОГО, КРИМИНАЛЬНОГО РЫНКА НАРКОТИКОВ".
    Для достижения выбранной цели - "Прогрессирующее уменьшение количества наркозависимых", выделим направления, в которых объектами воздействия будут:
    - действующие потребители наркотиков;
    - потенциальные потребители наркотиков;
    - рынок наркотиков;
    - система сбыта криминального рынка наркотиков.



2. ОСОБЕННОСТИ КРИМИНАЛЬНОГО РЫНКА НАРКОТИКОВ

Рынок наркотиков развитый, криминальный и неконтролируемый существует - это объективная реальность. Основой, которая позволяет наркобизнесу противостоять попыткам цивилизованных государств, ограничить распространение наркотиков, является СВЕРХПРИБЫЛЬ. Остановить распространение наркотиков можно, только устранив эту основу наркобизнеса.
    С позиции маркетинга наркотик всего лишь товар. Изучение рынка, который позволяет наркобизнесу в течении длительного времени оставаться сверх прибыльным, выявило ряд способствующих этому факторов [9,10,12].

2.1. Сильные стороны наркобизнеса.
    - Монопольное положение на рынке и сопутствующая этому положению сверхприбыль.
    Являясь монополистом на незаполненном другими структурами пространстве, наркорынок устанавливает цены, которые легко покрывают потери, связанные с нелегальным положением наркодельцов и обеспечивают несравнимую с каким - то другим видом деятельности прибыль. Сохраняются общие цели наркосиндикатов и картелей - расширение рынка сбыта, формирование цен, лоббирование интересов наркобизнеса в госструктурах.

    - Развитая система сбыта, построенная по принципу сетевого маркетинга.
    Основой системы сбыта наркотиков является технология продвижения продукции, известная как сетевой маркетинг [13]. Эта система представляет собой пирамиду, в которой нижние звенья не только продают, но и потребляют продукт. Наркозависимый член системы сбыта, чтобы заработать себе на "дозу" должен обеспечивать наркотиками 5 - 10 человек. Риск остаться без "дозы" вынуждает наркомана прикладывать нечеловеческие усилия для поиска новых клиентов. Именно этот слой наркозависимых продавцов-потребителей, вовлеченных в наркобизнес, обеспечивает последнему гарантированный сбыт и эффективное продвижение товара.

    - Отсутствие у "хронических" наркоманов потребности покупать иные блага, кроме наркотиков.
    Как известно [11], существует две группы потребителей, на которые направляют свои усилия наркоторговцы - наркозависимые (системные наркоманы), которые будут покупать товар в любом случае, и потенциальные потребители. Промежуточное состояние "начинающий потребитель", которое введено Л.Тимофеевым в работе "Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли" в представленной модели рассматриваться не будет.
    В мире системного наркомана никакого другого товара, кроме наркотиков, не существует, либо никакой другой товар он не принимает в расчет. Эта особенность поведения наркоманов убедительно диагностируется медиками. Влечение к наркотику не только определяет умонастроение наркомана; оно диктует поведение, подавляет и устраняет противоречащие мотивы и контроль. Влечение к наркотику определяет поступки больных, мотивацию их действий. Все направлено на поиск наркотика и на преодоление препятствий к этому Остаться без наркотиков - абсолютная потеря для такого наркомана - потеря всего.
    Однако даже самый тяжелый наркоман способен проявить интерес к жизни, при условии, что он принял достаточную дозу наркотика и на время действия наркотика - на несколько часов или на сутки - способен переключить внимание на какую - то иную деятельность.
    -. Высокая степень заинтересованности участников системы сбыта, основанная на зависимости от наркотика.
    - Отсутствиt у наркозависимого (больного) альтернативного источника удовлетворения потребности в наркотике.
    - Неограниченный рынок сбыта, состоящий из потенциальных потребителей, вовлеченных в легальную наркоманию (курение и алкоголизм).
    Статистические данные, полученные различными исследователями в различные периоды времени показывают устойчивую связь между потреблением наркотиков и, предшествующим наркомании, потреблением психоактивных продуктов (табак, пиво и алкоголь). Практически у всех наркоманов (более 93%) употреблению героина предшествовала стадия, когда наркоман курил "травку". Курению "травки" практически всегда предшествовует потребление табака. А переход от табака к "травке" и от "травки" к героину почти всегда происходит в условиях опьянения пивом или более крепкими спиртными напитками.
    - Пассивность государства в вопросах ограничения вовлечения молодежи в легальную наркоманию.
    - Тесное переплетение рынка наркотиков с рынками психоактивных продуктов и "клубных" услуг.

    2.2. Слабые стороны наркобизнеса
   К слабым сторонам наркобизнеса можно отнести:
   - чрезвычайно высокую чувствительность потребителя (наркомана) к цене. Эта уязвимость обусловлена тем, что наркозависимый приобретает дорогой по сравнению с его доходами товар;
   - отсутствие у потребителя гарантии на получение следующей "дозы";
   - отсутствие у потребителя гарантий качества приобретаемого продукта (наркотика);
   - невозможность обеспечить комфортные и безопасные условия потребления продукта.

3. ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ

В рассматриваемой системе криминальный рынок наркотиков является одной из подсистем. Устранение проблемы (подавление подсистемы), позволит системе перейти в желаемое состояние и выбранная цель будет достигнута. Таким образом главную подцель системы можно сформулировать в форме высказывания - "ПОДАВЛЕНИЕ КРИМИНАЛЬНОГО РЫНКА НАРКОТИКОВ".

   
    Рынок понятие экономическое. В любой энциклопедии, приведены системообразующие факторы, которые его определяют. Такими факторами являются: спрос, предложение и конкуренция. В учебниках по экономике и маркетингу приведены десятки рекомендаций, "как привлечь потребителей", "как продвинуть товар" и "как раскрутить рынок". В нашем случае, для достижения цели, необходимо решить обратную задачу - свернуть рынок наркотиков, нелегальный и неконтролируемый. Сделать это можно путем соответствующего воздействия на системообразующие факторы (Рис.2.).
    Таким образом, проблема - "существование криминального рынка наркотиков" сводится к ряду подпроблем:
    а) наличие спроса;
    б) наличие предложения;
    в) отсутствие конкуренции.

    Соответственно, дерево целей будет включать в себя подцели:
    а)снижение спроса;
    б)подавление поставок;
    в)формирование конкурентной среды.

    3.2. Предложение на рынке наркотиков
    Если тем или иным способом прекратить поставки наркотиков (остановить производство, перехватить поставки, уничтожить товар) т.е. подавить предложение, то рынок свернется и цель будет достигнута.

    3.3. Спрос на рынке наркотиков
    Если тем или иным способом устранить спрос (наркотики перестанут покупать и оплачивать), продать товар будет невозможно и предложение прекратится автоматически, а следовательно рынок свернется и цель будет достигнута.

    3.5. Конкуренция на рынке наркотиков
    Основой сверх прибыльности и устойчивости наркобизнеса является его монопольное положение на рынке. Оно позволяет наркобизнесу поддерживать высокие цены, которые не только перекрывают потери связанные с нелегальным положением, но и позволяют получать сверхприбыль. Если цены на рынке наркотиков упадут до уровня, когда их криминальная поставка окажется невыгодной, то поставки прекратятся, криминальный рынок свернется.
    Наркобизнес на рынке наркотиков является монополистом. Внутренние "разборки" не могут считаться конкуренцией, т.к. сохраняется общая цель в вопросах расширения рынка и формирования цены. Конкурировать с криминальным рынком, не нарушая закона, может только одна структура - Государство. Если Государство выйдет на рынок наркотиков, т.е. появится легальный поставщик, обеспечивающий более высокие потребительские свойства товара (цена, качество, безопасность потребления), то спрос с криминального рынка перейдет на легальный. Криминальные поставки окажутся невыгодными и прекратятся. Криминальный рынок свернется, однако, ЦЕЛЬ НЕ БУДЕТ ДОСТИГНУТА. В случае прямой замены криминального рынка легальным, количество наркозависимых не уменьшится, они просто перейдут с криминального рынка на легальный. Отсюда следует, что для достижения поставленной цели путем конкуренции, замена криминального рынка легальным должна сопровождаться дополнительными мероприятиями и ограничениями.

4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕ ФАКТОРЫ РЫНКА НАРКОТИКОВ

   4.1. Критерий эффективности процесса денаркотизации.
   Центральным элементом модели [10] является рынок на котором осуществляется незаконный оборот наркотиков. Движущей силой на этом рынке, как и на всяком другом, является прибыль. Величина прибыли, полученная операторами, зависит от объема реализуемой продукции и ее цены. Снижение объема реализации ведет к свертыванию рынка. Надежной статистики позволяющей описать рынок в физических или денежных единицах на сегодняшний день не существует. Поэтому в качестве критерия эффективности, мер воздействия на криминальный рынок выбран сбалансированный объем "ПРЕДЛОЖЕНИЕ - СПРОС". Назовем его ПОТЕНЦИАЛ РЫНКА и примем равным ста процентам. Потенциал рынка величина инвариантная и не зависит от физических объемов реализуемой продукции. Однако в долях этого потенциала можно оценивать эффективность различных процессов во внешней, по отношению к криминальному рынку, среде и выражать в числовом виде. Эти числа, назовем их КРИТЕРИЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ, будут показывать степень достижения цели в результате деятельности тех или иных субъектов системы.
    Традиционно сложилось так, что противодействием незаконному обороту и потреблению наркотиков в России занимаются в основном силовые структуры, медицина и отчасти общественные организации.
    Возможность влиять на вовлечение в наркозависимость и интенсивность оборота наркотиков у медицины не велика. Она имеет дело с уже больными людьми. Медицина является последней инстанцией, в которой накапливаются результаты неэффективной деятельности общества по противодействию незаконному обороту наркотиков.
    У силовых структур возможность влиять на криминальный рынок наркотиков значительно больше, чем у медицины. Они перекрывают каналы поступления наркотиков, уничтожают наркопритоны и выявляют наркозависимых. Сегодня в России это практически единственное направление противодействия незаконному обороту наркотиков, которое дает ощутимый эффект. Тем не менее, представители силовых структур признают, что только силовыми методами с наркоманией не справиться. Нужны мероприятия профилактического и правового характера.
    Профилактикой наркозависимости занимается достаточно широкий круг лиц и организаций. Арсенал методов, которые они используют также достаточно широк - от бесед о вреде наркотиков в детском саду, до международных конференций.
    Оценим эффективность влияния различных структур на системообразующие факторы криминального рынка наркотиков.

   4.2. Подавление поставок на криминальном рынке
    Предложение наркотиков на криминальном рынке включает в себя две составляющие. ПРОИЗВОДСТВО и ПОСТАВКА (рис. 3). Возможность влиять на производство наркотиков у Российских структур не велика. В первую очередь потому, что сегодня производство, в основном, размещено за пределами государства, а во вторую потому, что в стране размещения, оно находится под "крышей" коррумпированных чиновников. Силовые структуры России вынуждены заниматься, преимущественно, ограничением предложения на этапе поставки. Основной поток наркотиков идет в Россию со среднеазиатского направления: Афганистан, Пакистан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан и Туркмения. Часть наркотиков поступает с Украины. В Польше, Германии и Нидерландах налажено ориентированное на Россию производство синтетических наркотиков. В России растет кустарное изготовление наркотических средств, увеличиваются площади, засаженные маком и коноплей.

Из перечисленного не трудно сделать вывод, что силовое подавление поставок, ориентированное на перекрытие границы (в частности на перекрытие границы с Казахстаном, которое активно проводится в Челябинской области), не может в полной мере решить проблему. Пока существует спрос - будет и предложение. Это закон рынка. А где произведен наркотик, и через какую границу он попал на рынок, наркозависимому безразлично.
    На слушаниях в Государственной Думе 17 октября 2001 года, министр внутренних дел Б. Грызлов сообщил, что силовые структуры России в общей сложности задерживают не более 5% поступающих в Россию наркотиков (по данным ООН в России задерживается 6,5% поставок, в то время как средний мировой показатель составляет 5%). Следовательно, предельная эффективность процесса противодействия НОН, которую можно ожидать от силовых структур в России в части ограничения поставок (возможны и иные направления деятельности этих структур по подавлению наркорынка), не будет превышать приведенных цифр.
    Никаких убедительных доказательств того, что только силовыми методами можно справиться с наркоманией и накобизнесом, не существует. Репрессивные меры не отменяют действие законов экономики. Однако в России сегодня преобладает именно силовое направление и именно на него направляется основная часть выделяемых на денаркотизацию ресурсов.

    4.3. Снижение спроса на криминальном рынке.
   Спрос на рынке является ключевым фактором. Целесообразно разделить спрос на две тесно связанные составляющие - "ДЕЙСТВУЮЩИЙ СПРОС" и "ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ СПРОС". Действующий спрос определяется количеством больных (наркозависимых) людей. Потенциальный спрос - это пока еще здоровые люди (рис…4).

   4.3.1. Факторы, снижающие спрос на криминальном рынке
   К факторам, которые уменьшают действующий спрос можно отнести деятельность медицины, организаций системы ГУИН (тюрьмы) и снижение продолжительности жизни наркозависимых. В последнее время к этой проблеме подключилась церковь, но ее вклад определяется единичными случаями. Скрытой (латентной) частью является вклад семьи и родственников (рис. 5). Оценим эффективность структур, снижающих действующий спрос на рынке наркотиков.


   Медицина. Статистические данные говорят о том, что девяносто пять из ста наркозависимых, прошедших лечение и реабилитацию, в течении года вновь начинают принимать наркотики. Если учесть, что лечение проходит в лучшем случае, каждый десятый наркозависимый, то получим эффективность медицины равную половине одного процента (0,5 %).

Организации системы ГУИН (тюрьмы) уменьшают действующий спрос на величину порядка пяти процентов (5 %).
    Средний срок жизни действующих наркоманов по статистике составляет семь лет. Таким образом, летальный исход наркоманов снижает действующий спрос на величину порядка четырнадцати процентов (14 %).
    В целом потери криминального рынка за счет снижения действующего спроса не превышают двадцати процентов (20 %). Как бы это цинично не прозвучало, но кладбище снижает потенциал криминального рынка на много эффективнее чем медицина.
    Потери действующего спроса в двадцать процентов (возможно, она несколько выше, но статистических данных по прочим факторам авторы не имеют) достаточно большая величина. При таких потерях криминальный рынок должен в течении пяти лет уменьшиться на семьдесят процентов. Однако этого не происходит. Более того, по данным статистического ежегодника по РФ за 2000 год, действующий спрос увеличился в 2000 году на двадцать два с половиной процента (22.5.%). Это произошло за счет интенсивного расширения действующего спроса за счет потенциального (рис. 4.). Эффективность подпитки составляет величину порядка сорока двух процентов (20 %+ 22.5 % = 42.5 %). Для достижения поставленной цели необходимо, что бы эффективность подпитки была ниже, чем потери действующего спроса, т.е. меньше двадцати процентов.
    Для выполнения этого условия необходимо изучить условия, которые вызывают переход потенциальных потребителей в разряд действующих, и установить барьер между действующим и потенциальным спросом.

    4.3.2. Факторы снижающие порог сопротивления потенциальных потребителей наркотиков.
    В рыночной терминологии существует понятие порог сопротивления потребителя. Какие факторы увеличивают, а какие снижают этот порог на рынке наркотиков? Что снижает иммунитет людей к наркотикам (чаще всего подростков и молодежь) и позволяет втягивать их в наркозависимость?
    Поиск ответа на эти вопросы следует начать с определения того, что подразумевается под термином "наркомания" и какие товары относятся к разряду "наркотики".

   4.3.2.1. Причины и особенности формирования наркоманий
    Известно [14], что в организме каждого здорового человека физиологически, то есть в обычном, нормальном состоянии, присутствует так называемый внутренний алкоголь. Именно на этот доказанный медициной факт ссылаются оппоненты "полезности регулярного употребления алкоголя в малых дозах". Количество алкоголя в организме человека невелико, но он оказывает специфическое действие на нервные центры, регулируя нормальную жизнедеятельность мозга. Так, при увеличении содержания внутреннего алкоголя человек становится более энергичным, деятельным, целеустремленным, и наоборот, при снижении - более пассивным, эгоцентричным, раздражительным, мнительным, труднее уживается с окружающими.
    Более того, оказалось, что в самом мозге вырабатываются собственные вещества, сходные с морфием и опием. Они играют важную роль в передаче нервных импульсов, регулируя, в конечном счете, ощущения от удовольствия, боли, половая активность и т.п.. Влияют они и на функцию высшего центра регуляции работы внутренних органов, сердечно-сосудистой системы, обмена веществ, температуры. Существование в организме человека внутренних наркотикоподобных веществ (в том числе и алкоголя) физиологически оправдано и необходимо для регуляции эмоционально-психического состояния индивида, деятельности внутренних органов, повышения устойчивости к различным стрессовым ситуациям.
    Искусственное введение в организм человека химических веществ наркотического ряда изменяет и нарушается образование в нем веществ посредников при передаче нервных импульсов. Причем усиленный выброс этих веществ под действием искусственно введенных химических, сопровождается и усиленным их разрушением. Быстрое разрушение служит, в свою очередь, стимулом для нового интенсивного синтеза. В результате многократного повторения этого порочного круга в организме человека происходит истощение и срыв целого ряда биохимических систем. Нормальная деятельность нервной системы нарушается.
    В головном мозге человека и животных существуют особые нервные центры (центры поощрения и наказания), раздражение или стимуляция которых вызывают положительные или отрицательные эмоции - реакцию центров наслаждения, тревоги, страха. Оказалось, что в развитии наркоманий важную роль играет нарушение соответствия между функциональной активностью этих нервных центров. Под действием искусственно введенных химических веществ, эмоциональные реакции гипертрофируются и смещаются.
    В здоровом организме образование внутренних наркотиков и их разрушение играет важнейшую роль в жизнедеятельности и с ювелирной точностью "пригнано" к его потребностям. Образуются внутренние наркотики в настолько малых количествах, что от них еще никто не пострадал. Регулируя количество этих веществ, организм оптимально реагирует на внешние и внутренние раздражители, стрессовые состояния.
    Включение в обмен веществ организма наркоподобных соединений является причиной развития болезненной тяги к наркотикам. Как только организм человека начинает получать эти вещества извне, он прекращает их синтез внутри. Таким образом формируется специфическая зависимость от наркотиков и привыкание к ним, или абстиненция. Обратный же процесс, то есть излечивание от зависимости, происходит чрезвычайно трудно, и сопровождается большим напряжением внутренних сил ("ломкой").
    Таким образом наркомания - это сочетание физической и психической зависимости от наркотиков. Под физической зависимостью при этом понимается включение наркотического вещества в метаболический обмен, сопряженное с выраженной абстиненцией. Под психической - комплекс факторов, в том числе:
    - потребность в немедленном удовлетворении желаний;
    - бунт против общепринятых правил;
    - желание принадлежать к группе;
    - стремление выделиться ("героизм");
    - любопытство.
    Лица, имеющие врожденные отклонения метаболических обменных процессов, отличающиеся невротическими или психопатическими чертами личности, стремящиеся избежать трудностей и создать иллюзию комфорта, становятся наркоманами в первую очередь (данные исследования ВОЗ в 1987 г.). Однако по результатам исследователей А. Габиани и В.Соколова, (1987 г.), как минимум 2/3 подростков начинают употреблять наркотики исключительно из любопытства и с целью подражания.
    Таким образом, наркоман - это, прежде всего больной человек, у которого, в силу врожденных причин или внешних обстоятельств, нарушается контакт с окружающими, возникают психические и социальные конфликты. Объектом воздействия наркотиков является головной мозг наркомана, те его структуры, которые отвечают за эмоции, гедонистические устремления.
    Соответственно наркомания - это болезненная зависимость от приема некоторых химических веществ.

   4.3.2.2. Наркотики легальные и запрещенные.
    Какие химические вещества признаются наркотиками? Сегодня, в России, корректно ответить на этот вопрос, не высветив противоречие между правовым и научным определением этого понятия невозможно.
    В соответствии с существующим законом наркотиком признается вещество, включенное в один из четырех списков ФЗ РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах" №2, 1998 год. Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 года, № 681, и содержит более двухсот шестидесяти наименований веществ и их прекурсов.
    В соответствии с этими списками к наркотикам принадлежат героин, кокаин, промедол, омнопон, морфий, препараты конопли, и многое другое.
    Однако, признанные по Решению ВОЗ наркотическим ядом алкоголь и никотин (самые распространенные в России наркотические продукты - будем называть их психоактивными) в перечень наркотических веществ законодателями России не внесены. Несогласованность в терминах между наукой, правом и социумом, ведет к блокированию понимания проблемы. С завидным упорством наркоманию связывают с очевидными, но не определяющими факторами: нищетой, безработицей и другими "дежурными" социальными бедами. В освещении проблемы, даже на самом высоком уровне, имеет место тенденция подмены причины следствием.
    С точки зрения медицины курящий, или регулярно употребляющий алкоголь человек является наркоманом [15]. Однако, с точки зрения закона, наркоманом признается только человек употребляющий наркотики запрещенные законом, т.е. внесенные в один из четырех списков. Несовпадение научного и правового определений, привело к тому, что социальное представление о наркомании сводится к употреблению только веществ юридически признанных наркотиками. При этом на уровне бытового восприятия употребление, в том числе систематическое, никотина и алкоголя к наркомании не относится.
    Существование противоречия между научным и правовым определением наркотиков делает бесперспективной любую деятельность по денаркотизации населения. В стране сложилась парадоксальная ситуация когда за одни наркотики наказывают, а другие рекламируют.
    Для организации эффективных процессов денаркотизации населения России, потребуется в первую очередь устранить противоречие между научным и правовым определением наркотиков.

   4.3.2.3. Ступени наркотической зависимости
    Количество наркозависимых велико, и позволяет, проведя социальный срез, выявить факторы, которые в первую очередь способствуют вовлечению в наркозависимость. Такой срез сделан. Он показал, что девяносто пять процентов (95%) потребителей героина начинали с курения марихуаны, гашиша или чего - либо подобного. Надо ли говорить, что практически всегда курению "травки" предшествовало курение табака. Не секрет (это подтвердит любой врач), что никотин является наркотиком. Он, правда, не вызывает изменение сознания как героин, но опыт КАЙФА, т.е. первый опыт химической зависимости позволяет приобрести в полном объеме (аналогичная ситуация с пивом и алкоголем).
    Социологические исследования показывают, что наркотики безразличны к социальному статусу жертвы. Среди наркозависимых есть и дети "махровых" алкоголиков и дети респектабельных бизнесменов. Не одинаково начинаются судьбы и дороги, которые приводят людей к наркотикам. Как определить, где он, тот первый поворот, за которым начинается ПУТЬ В НИКУДА?
    Сопоставление частоты появления различных фактов, в биографии наркозависимых, показывает, что наиболее часто (более чем у 90% наркозависимых) первый опыт "кайфа" получен при курении табака, а средне статистический путь от здорового человека до наркозависимого состоит из следующих этапов: курение табака, курение травки, инъекции. Химическая зависимость развивается как бы по нарастающей. В подавляющем числе случаев переход от одной зависимости к другой происходит в состоянии алкогольного опьянения. Конечно существенную роль играют и другие социальные факторы: безработица, обстановка в семье, токсикомания. Но частота их появления в биографиях наркозависимых значительно ниже по сравнению с курением. Табак является первым опытом химической зависимости, первой ступенькой, которая резко уменьшает (снижает) порог сопротивления человека вовлечению в наркозависимость более высокого уровня. Не все начавшие курить проходят этот путь до конца, но почти все, кто стал наркозависимым, начинали с курения. Чем раньше подросток начинает курить, тем выше вероятность того, что он закончит наркозависимостью. Исследования выявляют тесную связь между потреблением табака и потреблением наркотических средств.

    Частота потребления наркотических средств и иных психотропных веществ в большой степени варьируется в зависимости от того, курят подростки и молодежь табачные изделия или нет. Среди некурящих 11 летних подростков потребляют наркотические средства и психоактивные вещества 0,6 %, а среди курящих и 33,2 % . Таким образом, риск превратится в наркозависимого у курящего подростка в 55 раз выше чем у некурящего. В целом по всем возрастным группам среди не употребляющих наркотики или психостимуляторы курят 37 %, среди пробовавших - 73 %, а среди потребляющих наркотики не реже 2-3 раз в неделю количество курящих составляет 93 %. Подобные цифры позволяют с уверенностью заявить, что приобщение детей и подростков к потреблению табачных изделий таит в себе опасность в будущем познакомиться с препаратами конопли, и далее - с инъекционными наркотиками.
    По данным исследований, проведенных Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков Минздрава РФ риск вовлечения подростка в процесс употребления наркотиков, если он не курит и не употребляет алкоголь составляет. 0,03 % у юношей и 0,01 % у девушек, т.е. о в десятки раз ниже чем у курящих. [17]
    Массовость порока, внешняя безобидность процесса, агрессивность рекламы, низкая цена сигарет и их доступность для подростков привели к резкому омоложению курящих. С учетом сказанного выше можно утверждать, что главной причиной омоложения наркозависимости в России является омоложение курящих.
    Данные в Российском статистическом ежегоднике за период 1970 - 1985 гг. подтверждают наличие связи между потреблением табака и количеством наркозависимых. На рисунке 6 видно, что плановый рост потребления табачных изделий в этот благополучный для России период, сопровождался практически пропорциональным увеличением количества наркозависимых.


    Косвенным подтверждением выявленной связи, могут служить результаты исследования специалистов Челябинской Медицинской Академии [6]. На рисунке 7 приведены данные об относительном количестве студентов ВУЗов города Челябинск курящих и хотя бы раз употреблявших наркотик.
    В России курит около 55 процентов населения (по разным оценкам от 40 до 70 процентов). Примерно столько же курящих было в США шесть - семь лет назад. Сегодня количество курящих в США упало до 25 процентов (почти в два раза) и одновременно на сорок процентов уменьшилось количество наркозависимых. Эти данные, с учетом сказанного выше, говорят о том, что в силу высокой эффективности, в профилактике наркозависимости борьба с курением, должно занимать одну из ключевых позиций.
    Конечно, бороться с курением не так престижно как с наркоманией. Последнюю антиникотиновую компанию в России помнят разве что пенсионеры. Тогда сигарета в руках девушки воспринималась не иначе, как признак крайней распущенности. Прошло не более тридцати лет. Сегодня в норме агрессивная реклама табачных изделий, никотиновый "кайф" возведен в ранг моды, а некурящие просто остерегаются высказывать негативное отношение к курящим, в том числе к курящим девушкам и женщинам.


   4.3.3. Наркотизация в России (история проблемы)
    Проблема наркомании остро стоит не только в России, но и во многих развитых странах. С вкусом, и действием на человека наркотиков человечество знакомо около 100 веков [2]. Первые упоминания о проблеме наркотиков в Древней Руси дошли до нашего времени из текстов княжеских уставов и грамот. В уставе князя Владимира Мономаха (XI - XII века) в отношении лиц, нарушавших правила обращения с одурманивающими средствами, предусматривалось жестокое преследование, вплоть до лишения жизни.

    В эпоху царствования Петра Великого действия, связанные с оборотом одурманивающих веществ относилось к разряду политических преступлений.
    В 1914 году вышел Указ царя, который предписывал всем местным самоуправлениям принять жесточайшие меры к пьющим. Указ царя действовал до 1925 года и даже революция 1917 года его не прекратила. В те времена потребление алкоголя дошло до 3.5 литров на душу в год.
    Начиная с 1925 года, в Росси, по инициативе Сталина "сухой" закон был отменен и началось планомерное увеличение производства и продажи алкоголя и табака, примерно по 1.5.%/год. К июлю 1985 года (начало антиалкогольной компании) потребление достигло 8 литров на человека в год. Антиалкогольная компания 1985 года привела к снижению потребления алкоголя примерно на 3.7.литра в год на человека, при этом смертность сократилась на 220 тысяч человек за год, т.е. на 12.3 % [18].
    В 1991 году антинаркотическая пропаганда была практически прекращена. На смену ей пришла реклама субкультуры основанной на употреблении психоактивных продуктов. Рынок алкоголя был передан в частные руки. Предприниматели расширили этот рынок в сторону молодежи и женщин. Потребление алкоголя, включая пиво, приблизилось к 14 литрам чистого алкоголя на человека в год, при этом законов, способных эффективно ограничить потребление и распространение алкоголя, нет. Рост употребления психоактивных продуктов сопровождается увеличением количества наркозависимых. Начиная с 1995 года, этот процесс принял лавинообразный характер (рис.1). Такому развитию событий способствовало и снижение возраста, в котором происходило приобщение к употреблению психоактивных продуктов. На рисунке 8 приведены статистические данные [3], которые отражают этот факт. Видно, что во всех возрастных категориях употребление психоактивных веществ начинается с никотина, затем следует алкоголь и только потом запрещенные наркотики. Существенным является и то, что по мере снижения возраста приобщения к психоактивным продуктам, уменьшается период времени между началом курения и началом употребления запрещенных наркотиков.


    В 2002 году Россия импортировала сырого табака 299 тыс.тонн на сумму более миллиарда долларов США. Среднедушевое потребление сигарет в России составляет 1931 штуку на человека в год, что более чем в два раза превышает средне мировой показатель.
    Интересно сравнение отношения к психоактивным продуктам (никотин и алкоголь) в развитых странах и в России.
    В 1965 году в Великобритании запрещена телевизионная реклама табачных изделий. В 1971 году сигаретная реклама полностью убирается с телеэкранов США. В 1987 году Конгресс США запрещает курение в самолетах и общественных зданиях. В 2000 году запрещено курение в общественных зданиях и метро Берлина. В 2001 году полностью запрещено курение в Канадском городе Оттава (запрещено курение в целом городе !!!!). В США подросткам до достижения 21 года запрещено употребление любых напитков содержащих алкоголь (в том числе пиво). А В РОССИИ ?

   4.3.4. Лестница по которой "СКАТЫВАЕТСЯ" нация
    Статистические данные, которые получены различными исследователями и в различные периоды времени [3,4,5,6,8,9,10,15] показывают устойчивую связь, между употреблением запрещенных наркотиков и, предшествующим наркомании, употреблением психоактивных продуктов (табак, пиво и алкоголь).
    Практически у всех наркоманов (более 98%) употреблению героина предшествовала стадия, когда наркоман курил "травку". Естественно, что почти всегда курению "травки" предшествовало курение табака. Переход от табака к "травке" и от "травки" к героину, почти всегда, происходит в условиях опьянения пивом или более крепким алкоголем.
    Однако, начиная с Федеральной комплексной программы и кончая планами "дворовых фондов по борьбе со злоупотреблением наркотиками" практически все мероприятия ориентированы на пресечение оборота наркотиков, которые запрещены законом. Усилия направлены на деятельность в уровне 4 и 5 ступеней, лестницы, приведенной на рисунке 9. Ранняя стадия наркомании, т.е. процесс приобщения к психоактивным продуктам (ступени 2 и 3) почти не упоминаются даже при обсуждении ранней профилактики.
    Складывается двусмысленная ситуация, когда Государство одной рукой борется с наркоманией, а другой психоактивные продукты (разрешенные наркотики - табак, пиво и алкоголь) рекламирует и поддерживает в правовом плане. Например, пиво (напиток, содержащий до 10% алкоголя) считается безалкогольным напитком, а потому его реклама не ограничена.

   4.3.5. Роль СМИ в наркотизации населения.
    Специфика Российского законодательства такова, что ограничение на демонстрацию процессов курения и употребления алкоголя в рекламе не коснулось "художественной" видеопродукции. Шедевры Российского экрана типа "Особенности национальной охоты" и "Особенности национальной рыбалки", с экранов государственных телеканалов открыто пропагандируют образ жизни, основанный на пьянстве.


    Проблемы с наркотизацией населения в Росси своим появлением в основном обязано "беспределу" который создается СМИ. Если убрать из репертуара некоторых "звезд" телеэкрана алкогольную тематику, то они просто останутся без работы. Квалификация многих сценаристов и исполнителей так низка, что единственный известный им способ отразить "душевный мир персонажей" (или получить хорошо оплачиваемый заказ???), это, клеше из табака и алкоголя. "Майор Каменская", и другие "звезды" Российского телеэкрана в кратчайшие сроки сформировали моду на курение и обучили молодежь "оттягиваться с Клинским". С помощью средств массовой информации и в первую очередь телевиденья была сформирована молодежная субкультура, основанная на праздности и употреблении психоактивных продуктов.

    Умение правильно подать информацию чаще всего используется СМИ против тех, кто эту продукцию потребляет. Все общество стало жертвой наркотического пиара. Но главными жертвами в этих компаниях стали дети и подростки не имеющие опыта противостоять приемам информационного воздействия. Главным среди этих приемов является обусловливание, т.е. воздействие на рефлексы человека на уровне стимула. Например, хорошенькая, полуобнаженная девушка на фоне упаковки сигарет и текста "Ночь твоя, добавь огня!". Сексуальный стимул самый мощный. Он оказывает влияние на рефлекторную зону, и теперь пачка сигарет всегда будет восприниматься подростком как предмет, обещающий любовь и наслаждение. В практике рекламы психоактивных продуктов таких примеров очень много. "Разве у меня нет вкуса" - за этот слоган на фоне пачки сигарет и красивой преуспевающей женщины Россия заплатила миллионами курящих женщин. Потребление табака, пива и алкоголя резко "помолодело". Если двадцать лет назад сигарета или бутылка с пивом в руках молодой девушки воспринимались как признак крайней распущенности, то сегодня в глазах молодежи это стало модным и является признаком "крутизны".
    Результат "поиска национальной идеи" усилиями СМИ отражен на рисунках 1 и 8.

   4.3.6. Роль рыночных факторов в наркотизации населения.
    Объясняя причины роста количества наркозависимых, принято ссылаться на ослабление силовых структур и прозрачность границ. Эти факторы, безусловно, способствуют распространению наркотиков, но не являются основополагающими. Резкий рост количества наркозависимых начался через четыре года, после перехода рынка разрешенных наркотиков (психоактивные продукты - табак, пиво алкоголь) в частные руки. Частные производители в поисках сбыта расширили рынок в сторону молодежи, детей и женщин.
    Попробуем выделить факторы, способствующие вовлечению молодежи в процесс употребления психоактивных продуктов - первые ступени на лестнице наркотизации (рис.9.). Рассмотрим два наиболее существенных фактора.
    - Потребность, которая определяется привычкой и модой.
    - Доступность, которая определяется ценой и сервисом.
    Рынок поддержал моду ценой и сервисом. В 80 годах за водкой необходимо было идти в специальный отдел магазин, который работал до семи вечера, и за 7 рублей покупать бутылку водки (килограмм "Докторской" в те времена стоил 2 рубля 20 копеек). Теперь водка, как и другие алкогольные напитки, продается "у каждого столба с фонарем", а вместо килограмма "Докторской" можно купить две с половиной бутылки водки. Аналогично по отношению к хлебу. В 80 годах вместо бутылки водки можно было купить 46 булок хлеба, а сегодня только пять. Средняя зарплата в 80 годы (150 рублей в месяц) позволяла купить 11 литров водки в месяц, а сегодня на среднемесячную зарплату в России можно купить больше шестидесяти литров водки. Доступность водки по ценовой категории увеличилась в шесть - семь раз. Табак и пиво стали доступней по цене в семь и четыре раза, соответственно. Это не считая сервиса. Например, между двух студенческих общежитий крупнейшего в г. Челябинск вуза, в здании бывшей студенческой столовой открыт пивной бар - ресторан, работающий по ночам. Гастроном расположенный напротив главного входа в тот же вуз круглые сутки предлагает студентам полный набор табачных и алкогольных напитков. В соседнем вузе, около центрального входа круглые сутки работает "стекляшка" с полным набором табачных и алкогольных напитков. Почти на любой остановке троллейбуса можно купить сигареты, пиво и алкоголь. Рынок в действии. Но на этом рынке нет Государства. Государству отведена роль донора, снижающего последствия употребления психоактивных продуктов.

    4.3.7. Наркотики и здоровье населения.
    Анализ социальных последствий, к которым привело увеличение потребления населением психоактивных продуктов, выявил следующие факты. От 80 до 90 % пожаров относится к категории неосторожного обращения с огнем. При этом в подавляющем числе случаев за "неосторожным обращением с огнем" стоит курение или курение в состоянии алкогольного опьянения.
    Среди преступлений, которые раскрыты работниками МВД, 26% совершено в состоянии алкогольного опьянения [7] (статистические данные за 2000 г., по неофициальным данным эта цифра значительно больше). По Челябинской области среди подростков этот процент в 2002 году составил 30,5%. [19]. Среди посетителей травмопунктов от 80 до 90% пострадавших находились в состоянии опьянения либо пострадали по вине пьяных сограждан. Курение в большинстве случаев является причиной осложнений во время беременности и родов, а младенцы, родившиеся у курящих мам, страдают дефектами развития. По сравнению с 1960 годом смертность от рака легких у женщин возросла в 200 (двести) раз [20]. Курильщики в 22 раза больше чем некурящие подвержены этому недугу [30]. По данным ученых потомство курящих матерей в четыре раза чаще, чем у некурящих имеет склонность к агрессивности [21]. Болезни печени, язва и рак желудка в три - пять раз чаще встречаются у людей, регулярно употребляющих алкоголь. Гипертония в три раза чаще встречается у курящих. Более 25 заболеваний развиваются либо прогрессируют под влиянием курения. Ежегодно табак убивает 300 тысяч россиян [22], а к цифрам погибших от водки все давно уже привыкли. По данным главврача РФ Г. Онищенко, в 2001 году только от острых алкогольных отравлений погибло 38 тысяч человек [23] (триста Норд -Остов ежегодно).
    По данным НИИ наркологии МЗ РФ в Москве у каждого третьего мужчины трудоспособного возраста, поступающего на излечение в больницу общего профиля, выявляется состояние хронической алкогольной интоксикации и в большинстве случаев констатируется прямая связь их основного заболевания с употреблением спиртного. Аналогично, почти у половины лиц трудоспособного возраста, умерших в больничных стационарах, выявляются признаки хронической алкогольной интоксикации. Учитывая перечисленное, алкоголь и никотин могут быть отнесены к категории ведущих причин демографического кризиса в России.
    По данным, которые в декабре 2001 года привела вице-премьер РФ В. Матвиенко " ….в России около миллиона безнадзорных детей, при этом 90% из них - это дети при живых родителях. В 2000 году около 43 тысяч родителей были лишены родительских прав. В стране действует 793 спец. учреждения для несовершеннолетних, и это лишь 22 процента от потребности" [24].
    Примеры можно продолжать до бесконечности. Пожарные, МВД, медицина, детские дома - все эти организации финансируются из бюджета. Таким образом, 80% бюджетных средств выделяемых пожарным, около 40% средств выделяемых МВД, свыше 60% средств выделяемых медицине, 90% средств выделяемых на содержание детских домов и спец учреждений для несовершеннолетних, около 30% средств выделяемых системе ГУИН, расходуются на снижение вреда от употребления табака, пива и алкоголя (потери бюджета связанные с рынком запрещенных наркотиков были названы выше). Ресурсы, которые выделяются из бюджета на эти цели, в несколько раз превышают поступления в бюджет от продажи психоактивных продуктов. Это означает, что здоровая часть общества оплачивает "удовольствия" тех, кто "потребляет", и эти затраты год от года будут увеличиваться. У рынка психоактивных продуктов есть одна страшная особенность, она заключается в том, что низкая эффективность государства в этой сфере "аукается" через пять - десять лет. Больные дети, нетрудоспособность алкоголиков, расширение системы ГУИН, увеличение количества наркоманов и зараженных СПИДом. Все перечисленное Государству, т.е. здоровой части общества, предстоит оплачивать в ближайшие годы. При этом как качество, так и объем трудовых ресурсов, в условиях прогрессирующей наркотизации общества, будут стремительно снижаться.

    4.3.8. Мифы наркотизации.
    Планомерное увеличение потребления психоактивных продуктов началось в России с 1925 года, после отмены царского Указа от 1914 года. На "сухом законе" (1914 - 1925 годы) Россия выиграла Октябрьскую революцию, гражданскую войну, отразила нападение Антанты. Даже после отмены "сухого закона" в 1925 году, на его последействии, Россия выиграла гонку индустриализации, Великую Отечественную Войну и великую гонку послевоенного восстановления (1925 - 1953годы). До самой перестройки и потери контроля над рынком психоактивных продуктов алкоголь и табак являлись основой пополнения бюджета государства. В тот же период вокруг табака и алкоголя начали создаваться первые мифы. Началось с того, что усилиями кинематографа, единственного в сороковые - пятидесятые годы средства массовой информации, алкоголь объявили атрибутом любого праздничного застолья. "Крутые" парни на экране "ВАЖНЕЙШЕГО ИЗ ИСКУСТВ" непрерывно курили, пили и активно боролись с алкоголизмом. В послевоенные годы, с экрана, устами фашистов, русских (советских) начали называть свиньями и пьяницами, а герои воины к месту и без места смаковали фронтовые сто грамм.
    Венцом этого процесса можно считать Российский телевизионный ролик "Особенности национальной охоты". Население медленно, но неуклонно подводят к мысли, что водка для русских является национальной идеей. В течении почти шестидесяти лет лидеры государства - Сталин, Хрущев, Брежнев и кое кто из живых, являлись "примером для подражания" и живым подтверждением тезиса о том, что Россия страна пьяниц. В этом состоит первый миф наркотизации.
    Являясь христианским государством, с многочисленными постами и жестким религиозным контролем Россия принципиально не могла быть страной пьяниц, а "срамные" напитки не могли быть национальной идеей. В Российской глубинке (до 1930 года в этой глубинке жило более 80% населения России) 90 % женщин умирали, не прикоснувшись к спиртному. Молодой парень, по случаю праздника, мог вместе с взрослыми выпить браги и "засмолить" самокрутку, не раньше, чем у него родится двое детей. До этого момента он считался "сопляком". Вся эта информация изложена в докладе ученых Новосибирского филиала Академии Наук СССР в ЦК КПСС в 1984 году. Уже в те годы появились первые признаки разрушения генофонда населения России. Тогда дефекты в развитии, вызванные алкоголем, имел еще только каждый шестой родившийся младенец. Именно с этого доклада началась антиалкогольная компания 1985 года.
    НО, трезвая Россия мировому прядку не нужна!
    Россия движется к тому, что произошло с народами Северной Америки (этот исторический урок хорошо известен аналитикам из Ленгли). Совсем не случайно Запад, который не пропускает ни одного промаха России, "не замечает" нашего падения в пропасть никотиновой и алкогольной наркомании.
    Другим мифом является миф о больших поступлениях в бюджет от реализации психоактивных продуктов. До перестройки так и было. Отмена "сухого закона" произошла после декларации Сталина о том, что "без водки Россия не сможет построить социализм". Еще в 70 годах бюджет государства более чем на 30% формировался за счет водочных денег [25,26]. Сегодня, по информации Председателя счетной палаты Степашина доля поступлений от реализации алкоголя в бюджете России в 2002 году не превысила 3% [27]. В 2003 году эти поступления едва превысили 2% [29 ]. Поступления в бюджет от табака еще меньше - менее одного процента [28].
    Еще один миф, настойчиво навязываемый табачными и пивными компаниями, состоит в том, что если поднять цены на психоактивные продукты, то снизится потребление, и поступление в бюджет уменьшатся. Психоактивные продукты являются продуктами с малой эластичностью спроса, т.е. повышение цены мало влияет на спрос. Из чего следует, что повышение цены на эти продукты даже в разы не приведет к потерям бюджета. В России в настоящее время идет активная полемика на предмет формы акцизов на произведенные сигареты. При этом ни словом не упоминается таможенная пошлина на сырой табак. В Китае, где табачная промышленность полностью принадлежит государству, более 90% сырья производится на собственной территории. А в России, где табачная промышленность в основе своей принадлежит иностранным собственникам, сырье на 90% импортное. При этом ввозная пошлина составляет всего 5 % (для сравнения ввозная пошлина на обычный сахар установлена на уровне почти 50%). Разовое повышение ввозной пошлины до 100% позволило бы получить в бюджет более миллиарда долларов в год и при этом сигареты подорожал бы не более чем на 30%.
    Еще один миф, - это большое количество рабочих мест, в сфере производства психоактивных продуктов. Известно, что хорошо автоматизированное массовое производство не требует большого количества рабочих.
    Противники денаркотизации общества заявляют, что в случае повышения цен на водку население перейдет на самогоноварение и бюджет будет нести большие потери. Это еще один миф. Среди потребляющих алкоголь, доля "законченных" которые согласятся пить что угодно не велика. Она не на много больше доли "махровых" алкоголиков. А среди непьющих и начинающих и вовсе, ничтожна.

   4.3.9. Доходы бюджета от реализации психоактивных продуктов.
    Реализация психоактивных продуктов постоянно наращивается. В 2002 году объем продаж пива составил сумму порядка 6.5 миллиардов долларов, водки на 6.3 миллиардов долларов [31], табачных изделий на сумму 5.2. миллиарда долларов [32]. Восемнадцать миллиардов долларов, это сумма соизмеримы с Федеральным бюджетом России. В связи с этим закономерно поставить вопрос, а что остается в бюджете от этих 18 миллиардов долларов?
    В советские годы доля налоговых поступлений в бюджет России от продажи табака и алкоголя составляла 30 - 35 %. Сегодня доля этих поступлений не превышает 3 % [26,28,29,33]. И это, при том, что по сравнению с 1980 годам, производство и реализация табачных изделий увеличилось в 2.3, а потребление алкоголя в два с половиной раза [34,35]. Для сравнения: в США только табачная промышленность до сих пор обеспечивает 9% ВВП [35], не смотря на то, что процент курящих там почти в три раза меньше чем в России [30].
    У Государства уже сейчас не хватает ресурсов на осуществление программ снижения вреда от употребления психоактивных продуктов. Средства с рынка этих продуктов уходят в компанию Sun Interbref (Бельгия), которая владеет 100% акций предприятия выпускающего пиво "Толстяк", "Сибирская корона" и "Клинское". В компанию Baltic Beverage Holding (Швеция), которая владеет 75% акций предприятия выпускающего пиво "Балтика" и "Ярпиво". В компанию British-Amerikan Tobacco (Великобритания - США), которая владеет контрольным пакетом акций предприятия выпускающего сигареты "Ява". В компанию Japan Tabacco Inc. (Япония), которая владеет контрольным пакетом предприятия выпускающего сигареты "Петр I" [36] и других "стратегических" инвесторов.
    Сегодня акцизы на табачные изделия в России в пять раз ниже, чем скажем в США, Германии или Финляндии. Ввозная пошлина, на сырой табак, составляет 5%, такая же, как на детское питание (ввозная пошлина на сахар составляет более 40%). Пивные, табачные и алкогольные компании настойчиво формируют мнение, что повышение цены на их продукт приведет к потерям в бюджете [37]. Простейший анализ показывает, что это не соответствует действительности.
    Если увеличить цену на пиво, водку и табак до мировых (в четыре, шесть и семь раз соответственно), то даже при условии снижения спроса наполовину, а эту ситуацию следует рассматривать как цель, бюджет получит дополнительно около 40 миллиардов долларов (более половины Федерального бюджета за 2002 год). Сегодня, долларовая цена на хлеб и бензин уже практически достигли цен, установленных в США. В ближайшее время к этому уровню подойдут цены на электричество, тепло, газ и коммунальные услуги, этого требует ВТО. В отличие от повышения внутренних цен на энерго ресурсы, ВТО, почему то, не требует повышения цен на табачную и алкогольную продукцию. Честного и логичного обоснования, почему цены на алкогольную и табачную продукцию в России должны быть ниже мировых не существует. Весьма актуальными в этом плане сегодня являются слова из доклада доктора экономических наук Исаева Б.И. 5 марта 1985 года в Центральном доме художников г. Москва: "Отношение к алкогольной и никотиновой проблеме в России (тогда в СССР) является прекрасным аналитическим средством, лакмусовой бумажкой по выявлению скрытых предателей народа и государства".

    4.4. Конкуренция на рынке наркотиков или принцип АЙКИДО в борьбе с наркобизнесом.
    Монопольное положение на рынке наркотиков позволяет наркобизнесу поддерживать высокие цены, которые не только перекрывают потери, связанные с нелегальным положением, но и позволяют получать сверхприбыль. Если цена упадет до уровня бесприбыльности и рынок исчезнет. Но это возможно только в том случае, если на рынке появится оператор, для которого прибыль не будет являться определяющей целью. Таким оператором может быть только одна структура - Государство.
    В Германии, Швейцарии, Англии и некоторых других развитых государствах Европы и США практикуются схемы, которые в рамках предложенной модели могут рассматриваться как конкурентный рынок запрещенных наркотиков. В России эти схемы обсуждаются, но в практической деятельности не применяются.
    В последние годы при разработке стратегий конкурентной борьбы все чаще используются идеи, заложенные в философии восточных единоборств АЙКИДО [38]. Главный принцип этих единоборств можно сформулировать следующим образом: "используй сильные стороны противника против него самого". Для контроля над ситуацией, необходимо перехватить энергетические потоки противника и нейтрализовать их или направить против него самого. В долгосрочной стратегии нейтрализация сильных сторон противника оказывается наиболее эффективной, т.к. позволяет менять правила игры.

    При анализе конкурентных преимуществ наркобизнеса были выделены следующие сильные стороны наркобизнеса [12]:
    1. Монопольное положение на рынке и сопутствующая этому положению сверхприбыль.
    2. Развитая система сбыта, построенная по принципу сетевого маркетинга.
    3. Высокая степень заинтересованности участников системы сбыта, основанная на зависимости от наркотика
    4. Отсутствии альтернативного источника удовлетворения потребности в наркотике. Наркозависимость признана болезнью, однако, существующая правовая база исключает возможность появления какого-либо легального способа удовлетворения потребности больного с диагнозом "наркомания". В результате страх остаться без "дозы" вынуждает наркомана прикладывать неимоверные усилия для поиска новых клиентов. Именно этот слой наркозависимых "продавцов-потребителей", вовлеченных в наркобизнес, обеспечивает последнему, гарантированный сбыт и эффективное продвижение товара.
    4. Отсутствие у "хронических" наркоманов потребности покупать иные блага, кроме наркотиков.
    5. Неограниченный рынок сбыта, состоящий из потенциальных потребителей, которые уже вовлечены в легальную наркоманию (курение и алкоголизм).
    6. Пассивность государства в вопросах ограничения потребления молодежью психоактивных продуктов.
    7. Тесное переплетение криминального рынка наркотиков с рынками психоактивных продуктов и "клубных" услуг.

    В качестве стратегической цели в борьбе с наркобизнесом предлагается рассмотривать выражение "Прогрессирующее уменьшение количества наркозависимых". Для достижения этой цели выделены мероприятия, в которых объектами воздействия будут:
    - потенциальные потребители наркотиков;
    - криминальный рынок наркотиков.

    В качестве рекомендаций в данной работе предлагаются мероприятия направленные на повышение у населения иммунитета к наркомании. Как было показано выше, одним из основных факторов, способствующих вовлечению потенциальных потребителей в наркоманию, является развитый в России и слабо управляемый государством рынок психоактивных продуктов (легальные наркотики - пиво, табак и алкоголь). Для того, что бы повысить иммунитет населения к вовлечению в наркоманию, требуется проведение следующих мероприятий:
    1. Уменьшить доступность психоактивных продуктов для молодежи путем повышения возрастного ценза на употребление табака, пива и алкоголя до 21 года (как в США).
    2. Повысить в несколько раз акцизы на психоактивные продукты (данная рекомендация в полном объеме соответствует Рамочной международной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком, которая Россией до сих пор не подписана).
    3. Усилить административные меры, снижающие доступ молодежи к психоактивным продуктам в плане сервиса (уменьшение точек реализации и ужесточение контроля за соблюдением правил продажи этих продуктов).
    4. Введение дискриминации по признаку "курение" при поступлении курящей молодежи в военные, медицинские, спортивные и педагогические ВУЗы и при принятии на ряд государственных должностей. Эти мероприятие автоматически приведут к потере имиджа курящих подростков, дадут педагогам весомый аргумент в антинаркотической пропаганде, а со временем снизят затраты на социальное обеспечение в бюджетной сфере.
    5. Повысить ввозные пошлины на сырой табак в несколько раз.
    6. Дополнить закон о наркотиках списком психоактивных продуктов с поправкой на их легальное распространение.
    7. Ввести налог на демонстрацию процессов употребления психоактивных продуктов во всех видах видеопродукции.
    8. Развернуть национальную антиникотиновую и антиалкогольную компанию.
    9. Ввести в уголовный кодекс статью, в соответствии с которой совершеннолетний субъект, продавший или передавший подростку алкоголь, в случае совершения последним уголовного преступления, привлекается к ответственности как соучастник.
    Перечисленные мероприятия позволят получить в бюджет значительные средства, повысят имидж здорового образа жизни и разрушат сильные стороны наркобизнеса, связанные с наличием неограниченного рынка сбыта, со стороны ослабленных употреблением психоактивных продуктов потенциальных потребителей наркотиков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Авторы представленной работы не претендуют на истину в первой инстанции. Объединив в одной концепции положения, большинство из которых является очевидными, или хорошо забытыми истинами, они хотят обсудить с заинтересованными специалистами возможность применения рыночных инструментов в решении проблемы денаркотизации населения России. При продолжающемся росте количества наркозависимых, через несколько лет восстановить генофонд будет невозможно. Оставшиеся здоровыми люди будут не в состоянии (да и захотят ли) оплатить растущие расходы на лечение, реабилитацию и другие социальные программы для наркозависмых, алкоголиков и курящих людей. Создавать спортивные комплексы для алкоголиков и курящих - не эффективно. Сегодня подростки начинают курить и употреблять пиво задолго до возраста, когда появляется потребность в спортивной нагрузке.
    Если немедленно начать борьбу с курением и употреблением алкоголя в молодежной среде, процесс наркотизации населения (в том числе и процессы употребления запрещенных наркотиков) можно остановить. Здоровый образ жизни для молодого человека - это в первую очередь жизнь без табака и алкоголя. Затем идет культура, спорт и все остальное. Именно такие приоритеты должны быть установлены при формировании здорового образа жизни. Необходимые ресурсы для реализации программ денаркотизации населения следует получить на рынке психоактивных продуктов (узаконенных наркотиков), путем уменьшения доступности (повышения цены) и ужесточения контроля за их реализацией.

    Приведенный выше принцип АЙКИДО в борьбе с наркобизнесом позволяет:
    - использовать потенциал "раскрученных" рынков психоактивных продуктов для получения средств на борьбу с незаконным оборотом наркотиков;
    - решить задачу внедрения здорового образа жизни;
    - снизить количество наркозависимых в России;
    - сохранить и укрепить потенциал рынка трудовых ресурсов России - гарант ее устойчивого развития и экономического благополучия.

Литература

  1. Б. С. Болотский и др. Борьба с отмыванием доходов в индустрии наркобизнеса. ООО Издательство "Юрлитинформ", 2001 -248 с.
  2. Онищенко Г. "Российская газета", 24 августа 2001 г.
  3. АрефьевА.Поколение которое теряет Россия. "Полит.ру". Информ. -полит. канал 06.12. 2002 г. Документ WWW.polit.ru/dokuments/519733.html Центр демографии и экологии человека.
  4. Комитет по делам семьи и млодежи г. Москвы, ВНИИ МВД РФ Промедление в борьбе с наркоманией смерти подобно. http://www.narkotiki.ru/reserch_4125.html
  5. НИИ Наркологии Наркологическая ситуация в округах Москвы . http://www.Mos.ru/opinion/nar.htm
  6. Розенфельд Л. Проблемы наркотизации студенческой молодежи. - "Иероглиф" № 10
  7. Российский статистический ежегодник: Стат.Сб./ Госкомстат России, - М., Р. 76 2001. - 621 с.
  8. Чепурных Е.Е.. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи. Доклад Центра социологических исследований Минобразования России. Издательство "ОПТИМ ГРУПП", Октябрь, 2003
  9. Дубовиков К.К. Лестница ведущая нацию вниз. "Уральские общественные ведомости" № 229, 19.12.2003 г.
  10. Дубовиков К.К., Ильиных Ю.А. Рынок наркотиков и элементы противодействующего маркетинга. "Труд и социальные отношения". 2002. № 4(20).
  11. Киссельман Л.Е., Мацкевич М.Г. Социальное пространство наркотизма. Тимофеев Л.М. Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли. СПб.: изд-во "Медицинская пресса". 2001. 272 с.
  12. Дубовиков К.К.,Ильиных Ю.А.Наркотики: анатомия беды. // "Уральский курьер". 2001. 31 июль. № 139-143.
  13. Щмидт М. Наркотки и общество.Химические семьи. "Челябнская область". № 11, октябрь 2000 г.
  14. Бикбулатов З.Т. Профилактика наркомании и токсикомании среди молодежи: социально-педагогические, медико-биологические и правовые аспекты. Методическое пособие. - Челябнск: УралГАФК, 2003. - 56с.
  15. Шабанов В.Б., Штакельберг О.Ю. Наркомани: патопсихология, клиника, реабилитация. Изд. 2-е , перераб. и доп. /Под ред. А.Я. Гриненко, - СПб.: Издательство "Лань", 2001. - 464 с.
  16. Коваленко А.Н., Карлышев В.М. и др. Реализация Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотребления аркотиками и их незаконному обороту на 2002 - 2004 годы" на базе Уральской государственной академии физической культуры. Мат. Международной научно-практической конф. "Оздоровительные технологии XXI века" под девизм "Физическая культура и здоровый образ жизни против наркотиков". Челябинск 2002. с. 4-7
  17. Скворцова Е.С. "Формирование здорового образа жизни в образовательной среде" .Мин.Обр. РФ Управление по делам образования Челябинской области. Всероссийская конференция". Челябинск, 10-11 декабря 2003 г.
  18. Электронная версия бюллетня "Население и общество" № 19-20 май 2001 года Центр демографии и экологии человека, Институт народнохоз-яйственного прогнозированя РАН. http//demoscope.ru/weekly/19/tema02.php
  19. Статистческий сборник по Челябинской области за 2003 год.
  20. Бойко А. Отрава по наследству. "Российская газета", № 56, 29.03. 2002
  21. Табак - это сплошное хулганство. -"Труд" , 25.10.2001
  22. Главврач призывает оказаться о курения а рабочих местах. "Лидер" № 9, 03.08.2002
  23. РИАН "Новости", http://WWW/isot/ru/news 18 марта 2002
  24. Фонд гражданских свобод 19.11.2002 - http://www.kolokol.ru/R/P/1213/
  25. Баррикады на пути "левого". "Кузбасс", № 214, 14.11.98
  26. Зюганов Г.А. "Об экономической политике правительства" http://cprf.spb.ru/news/8/htm
  27. Петухов В. Табачные дыры. "Российская газета". 7 апреля 2004 г.
  28. Добров Д., Овчинников Р. Водку возвращают государству. "Коммерсант" №79,30.04.2004
  29. Краснопольская И. Дымовая завеса. "Рос. Газ." № 108, 26.мая .2004
  30. О пивной революции. "Деловой вторник", №40, 05.11.2002г.
  31. Баррикады на пути "левого". "Кузбасс", № 214, 14.11.98
  32. Кучеренко В. Счетная палата ищет независимость в отдельной строке бюджета. -"Российская газета" № 224, 15.11.2001
  33. Сагдиев Р. Дым в Отечестве. - "Известя", № 192, 17.10.2001
  34. Хазбиев А. "Свобода некурить". -"Эксперт" № 38, 09.10.2000.
  35. Крашаков А. Кому принадлежат наши предприятия. "АИФ" № 1, 01, 2002.
  36. Куликов Алексей. Стратегический навар. "Труд" № 108, 26,06, 2002
  37. Пино Р. Корпоративное айкидо./пер. с англ.. СПб.: Питер, 2001.-224 с.

Европейские города против наркотиков

ВНИМАНИЕ! Если вы хотите опубликовать данный материал или выдержки из него на своем сайте, в печатном издании, где либо еще, пожалуйста, указываете гиперссылкой адрес нашего сайта     http://www.ecad.ru

Назад
   
Copyright © 2008 Свободный человек. По вопросам и пожеланиям обращаться mtt@hitv.ru, ICQ 401665153
Сайт создан в системе uCoz