Падмасамбхава великий святой, мастер духовных учений Тантры и Дзогчена, особо почитаемый в Тибете, наравне со всеми Буддами. В переводе с санскрита Падмасамбхава означает «лотосо рождённый».
Его назвали так потому, что как говорят древние тексты, он появился в этом мире не через обычное рождение, а сверх естественным способом – был найден 8 летним мальчиком в цветке лотоса по среди священного озера, располагавшегося в центре мистической страны Уддияны, существовавшей где то на северо – западе Индии.
Падмасамбхава достиг полной реализации и трансформации своего сознания в божественное, что позволило ему показывать множество чудес: перевоплощение в различные облики,воскрешать мёртвых, предсказывать будущее, а под конец жизни растворить своё физическое тело в сфере радужного света, вернувшись на небеса…
Повзрослев он странствовал по Индии, где изучил ещё множество разных духовных практик и усовершенствовал своё мастерство. После чего был приглашён тибетским царём Трисонг Дэценом, распространять учение Будды в «стране снегов».
Используя всё лучшее из до буддийских традиций Тибета: его космогонию, астрологию, медицину, он соединил их со знаниями полученными в Индии и Уддияне. С помощью своих сверхестественных сил, демонстрируя различные чудеса и преодолев много препятствий,он распространил в VIII веке, учение Будды по всему Тибету.
В беседах со своими учениками он часто описывал грядущую эпоху всеобщего духовного вырождения и пагубные тенденции в сознании человечества. Вот некоторые из его наставлений: «В то время изучение и проповеди Истины во всём мире угаснут…Людей думающих и размышляющих на основе мудрости, будет меньше чем звёзд на заре. Духовные учителя канут в зависимости…
Люди обладающие достоинствами исчезнут, добрые слова будут восприниматься, как порицание и обличение… Святые истины подвергнуться сомнениям и будут отрицаемы…
Животных редких видов изведут под корень, они сохраняться только в старых сказках. Когда будешь рассказывать об Уме Будды, люди, не уловив сути, станут притворяться, что поняли. Советуя верить в закон кармы, в ответ услышишь: «Это неправда, это обман!» …В то время убийства будут в порядке вещей, ложь войдёт в привычку, наряжаясь, что бы упрочить свою самоуверенность люди будут убивать за награду и получать удовольствие от половых извращений. Сделав своей главной целью материальные блага, они будут убивать и поедать живых существ, выдавая это за религиозные обряды. В то время те, кто воспользуется моим советом, принесут пользу и самим себе, и другим избранным людям грядущих поколений.
Особенно [много разрушений] будет по прошествии пятидесяти поколений. Монастыри наполнятся женатыми мужчинами, храмы превратятся в военные укрытия, а главные монастырские залы – в помещения бойни. Отшельников с гор сгонят в долины Монахи заведут жен, а благородные духовники станут разбойниками и грабителями. Распри поднимутся словно ветер. В центральных районах начнутся раздоры и смута. …. духовники пойдут воевать, а благородные монахини начнут убивать детей. В отцовских владениях будут хозяйничать чужие, и сыновья не будут наследовать дома отцов. Предводителями станут варвары. Маленькие девочки будут бродить в грязи... Храмовое имущество растащат, изречения и вещи святых распродадут... В храмах поставят лошадей и коров и соберут там нечистоты. В то время в сердца монахов проникнут цари демонов, в сердца мужчин – демоны-самцы, в сердца детей – злые черти, в сердца женщин – демоны-самки, в сердца монахинь – страшные вампиры, в сердца девочек – чертовки; одним словом, в сердце каждого человека обоснуется злой дух. Признаками этого будет следующее. [Люди] будут носить различные непарные одежды. Духовники станут наряжаться, монахини – красоваться в зеркале. Охраняя себя, люди будут уповать на оружие, в еду подмешивать яд. Наставники станут обучать дурному. Правители не смогут быть хозяевами своего ума. Люди потеряют скромность и стыд, женщины лишатся власти над телом.
... Каждый год [будет разноситься] весть, и люди станут надевать новые украшения и одежды (мода, реклама?). Невежды примутся преподавать святые учения. Женские речи наполнятся высокомерием. Лжецы будут давать благословение. Обманщики займут место великих святых. Болтунов и краснобаев нарекут мудрецами. Мужи будут нарушать клятвы и гордиться этим. Рабы станут управлять государством, Жестокие палачи выйдут в начальники. Ужасных грешников будут считать народными защитниками и героями...
Простые люди станут одеваться в благородные одежды из шелка, а высокие духовники – ходить в мирских платьях. Изверги, убивающие людей, наденут накидки духовенства. Люди начнут с усердием учить неверные учения. Торговлю и обман будут принимать за одно и тоже. Начнут сочинять и печатать различные лживые книги. Наказы Будды станут подвергаться сомнениям. Благие обычаи будут забыты, плохие дела и дурное поведение станут привычными.
... Так живые существа пойдут по неверной дороге. Придерживаясь дурных дел и поведения. Все планеты заблудятся, появятся новые огромные звезды. Дожди в нужное время идти не будут. Один за другим будут следовать плохие года с голодом и бескормицей. Демоницы и злые духи впадут в страшный гнев. От этого болезни людей и скота умножатся так, что нельзя будет даже перечислить их все названия, они распространятся как пожар. Неожиданно станут трястись [земля], происходить наводнения, возникать пожары, подниматься ураганы. Храмы, и города разрушатся в одно мгновение.
... Это будет время, когда в Индии люди будут умирать от голода, в Непале – от заразных и других болезней, (в других странах будут) землетрясения, заразные болезни, эпидемии, голод, провалы земли, обвалы, в Тибете… будет время, когда в ущельях Мон, в жилищах медведей, будут скрываться святые,... (Везде будут конфликты и войны).
... Это будет время, когда истинно духовные будут бесправны и бессильны, а неверующие, потерявшие совесть, будут главенствовать, …простолюдины же будут начальниками, проповедовать и давать благословения. Это будет время, когда защищая добродетель, будут надеяться на вознаграждение.
... И это будет означать, что настало время исправлять разрушенное. Тогда должен явиться некто, обладающий счастьем и хорошей судьбой, и оставив мысли о возрасте, с великим желанием и убежденностью исправить разрушенное.
... В будущем, по прошествии пятидесяти поколений, когда явится сто один признак плохого времени, (великий человек) ... [в силу] благопожелания [получит] чудесное рождение и появится из чистейшего Солнца в верхней стороне. Он будет обладателем великого ума, большой смелости и широких знаний. В силу благопожеланий, [произнесенных] в прежние времена, и благих дел, совершенных [в прошлом], он с детских лет проникнется огромной верой и почитанием Трех Драгоценностей, храмов и обителей тела, речи и мысли, чувством милосердия к слепым и нищим живым существам, благоговением перед великой храбростью и глубокими мыслями благородных приверженцев «Великой колесницы», получит силу совершать грозные дела, он будет твердо уповать на духов-хранителей, внимать наказам гениев – защитников и покровителей религии, служить им обетами; он ни на йоту не отступит от Татхагат.
Когда все возмечтают избавиться от страданий, [явится] этот человек, получивший благословение от меня, и, охваченный стремлением спасти людей, не пожалеет ни тела, ни жизни. С великим усердием он будет побуждать все живые существа разных стран к добродетели. Тогда нужно будет всем добропорядочным людям повернуть свои мысли в одну сторону и оказать помощь этому человеку. Но все живые существа в это время будут захвачены демоном ложных идей, поэтому мало кто окажет ему доверие и почтение, таких будет столько же, сколько звезд днем. И все же сто тридцать тысяч совершающих белые дела, шесть тысяч совершающих глубокое моление, сто восемь человек, воспитанных на [уважении] обетов, шестнадцать прилежных милостынедателей, [да] семь женщин [всего], ... двадцать три, а также перерождения восьми бодхисаттв – восемь учителей, двадцать пять верующих юношей, пять перерождений дакини, семь получивших благословение от дакини, двадцать пять женщин из благородных семей, обретших рождением человеком, расчистят все препятствия и трудности.
И он приступит к совершению великого дела – восстановлению разрушений. Когда это исполнится, наступят хорошие времена.
... Все препятствия перед Учением наставлений и свершений исчезнут, и оно широко распространится. Жизнь всех святых, придерживающихся Учения, будет длинной, а дела их великими. ... Поколения же всех черных разрушителей, демонов и злых духов, принесших опустошение, будут искоренены. Словом, все живые существа, способствующие восстановлению, обретут чистейшую плоть и облик бога или человека в трех родах живых существ и, в конце концов, станут буддами. Все кто окажет доверие, уважение и почтение этому человеку, или возрадуется вместе с ним – восстановителем разрушенного – попадут в разряд благоразумных в семи рождениях. Все живые существа, кто увидит глазами, услышит ушами, запечатлеет в сердце этого великого человека, восстановителя разрушенного – все вырвут с корнем скверну дурных дел, собранную в 60 000 великих кальпах. Все те, кто войдет в сношения с этим человеком, совершающим восстановление разрушенного, по мере своего малого или большого уважения, почтения и веры к нему, обретут высшие или чудесные способности и, в конце концов, найдут свое местопребывание возле меня, в землях высокоразумных.
Полную же меру добродетели этого и будды трех времен десяти сторон света не смогут перечислить на протяжении целых 100 000 кальп. Ведь благодеяния божественной сущности Учения выходят за пределы слов.