1

Свободный человек. Необычный взгляд на обычные вещи

 
Назад
На главную
 
Изменения возможны

 

Представляется совершенно очевидным, что создание модели наркозависимости есть первый шаг к дезинтеграции этой модели и, соответственно, к изменению деструктивного, (впрочем, как и любого иного) поведения…

Начнем, как говорили древние, "с яйца", т.е. с начала…

Наступает момент, когда новорожденный впервые ощущает чувство голода (потребность), возникшее при рассогласовании состояний - генетически заданного, эталонного и действительного, что проявляется как психофизическое напряжение. Это напряжение, как известно, способно находить самые разнообразные способы разрядки: крик, плач, движения... С другой же стороны, ребенок, воздействуя на окружающий мир (на рецепторы матери), получает необходимое, - молоко, ласку, тепло, - также снижающее напряжение. В результате при определенном количестве соответствующих успешных повторов, в мозгу ребенка на досознательном уровне возникает установка, т.е. готовность и в будущем при подобной актуализированной потребности и при наличии подобной ситуации реагировать соответствующим же образом. Более того, в дальнейшем, воспринимая предмет удовлетворения своей потребности, человек начинает приписывать ему определенное значение и смысл, которыми наделяются также и все остальные участники процесса - сигнал актуализированной потребности, ситуация удовлетворения потребности, средства удовлетворения потребности (молоко, ласка, тепло, крик, плач, действия) и пр.

При сравнении ощущений (состояний), а также на основе значения и под углом смысла возникает то, что мы называем восприятием. Именно благодаря феномену восприятия в человеческом мозгу возникает знание о своих собственных состояниях и о том, как эти состояния способны меняться под воздействием тех или иных объектов и как эти состояния можно менять с помощью своей собственной активности. Совокупность подобных знаний мы можем определить как информационный, когнитивный блок.

На основе знания, т.е. того, что возникает как результат сравнения состояний, возникает эмоция - психическое переживание, сигнализирующее индивиду о степени его согласования/рассогласования с моделью должного.

И, наконец, на основе знания и эмоции, все то, что способствует достижению желаемого (должного) состояния определяется как ценность, т.е. как осознанная значимость.

Таким образом, на основании вышесказанного, мы можем говорить о наличии в мозгу человеческом трех структур:

1. когнитивный (информационный) блок - знание о том, что для снятия напряжения, нужно двигаться, плакать, кричать;
2. эмоциональный блок - память о негативном переживании и о приятном процессе его устранения;
3. ценностный блок - представление о крике, движениях и плаче как о факторах, имеющих значение для достижения должного состояния.

На основе совокупности этих трех блоков возникают убеждения, которые, вместе с тем, отличаются от просто знаний. Знания, не имеющие опоры в эмоциональном блоке и, соответственно, не являющиеся ценностью, т.е. не обладающие значимостью, не есть убеждения.

Убеждения, при актуализации соответствующей потребности, превращаются в программу, т.е. в некий алгоритм достижения цели, который при активизации приводит к возникновению в сознании соответствующих мыслей, образов, находящих воплощение в соответствующих поступках.

****

Установка, когнитивно-эмоционально-ценностный блок и убеждения представляют собой то, что Г.А.Шичко некогда называл проалкогольной запрограммированностью.

Запрограммированность, возникшая в результате успешного устра-нения проблемных состояний, возникшая, как инструмент, значительно повышающий выживаемость индивида, вместе с тем, превращается в своеобразный фильтр, который отсекает, делает "неощущаемым" все то, что не имеет отношения к актуализированной потребности: сигналы, поступающие от воздействующих объектов, теперь "узнаются" и рассматриваются те и только те, информация о которых уже присутствует в мозгу человека. Следовательно, сознанию преподносится лишь определенный, зауженный скол действительности. Кроме того, запрограммированность в целом, как готовность реагировать на определенный сигнал строго соответствующим образом, отсекает, упраздняет и все иные реакции, иные способы поведения, т.е. становится фактором, благодаря которому человек зацикливается на однажды успешно используемых, но, - увы, - не всегда целесообразных в новых условиях, вариантах. Так новый блок становится корректором рецепторной системы.
С другой стороны, запрограммированность, являясь внутренним состоянием, определяющим восприятие субъектом строго определенных объектов, в строго определенном направлении и спектре, уже в силу одного этого становится фактором искажающим, создающим иллюзии, становится основой для возникновения мифов, заблуждений и, соответственно, неадекватного, деструктивного поведения.

Вместе с тем, это внутреннее состояние при угашении соответствующей потребности или при актуализации конкурирующей, и, соответственно, при появлении иного внутреннего состояния, может исчезать, но также может вновь и возникать при появлении этой же потребности при наличии ситуации ее удовлетворения.

Говоря о запрограммированности, как о состоянии эмоционально-умственно переживаемом, т.е. состоянии, которое представлено в сознании, необходимо не упускать из виду то, что существование подобного оказывается возможным лишь постольку, поскольку под ним есть соответствующая установка, являющаяся досознательным феноменом, феноменом, неосознаваемым, но при этом определяющим содержание сознания. Окружающий мир, воздействуя на телесно-психическую структуру индивида, приводит к возникновению и самого сознания, и различных явлений и процессов в сознании, но опосредованно - через установку, и только при наличии актуализированной потребности. Мы с достаточной ясностью видим, воспринимаем мир только через потребность, в свете своей потребности и при наличии соответствующей установки. Причем, установка, как определил Д.Н.Узнадзе, может фиксироваться и путем одного лишь словесного воздействия. Он писал:

"...у человека появляется вторая, более высокая форма установки, которая характеризуется, прежде всего, тем, что, помимо потребности, стимулирующей его деятельность, она предполагает наличие ситуации, определяемой в категориях мышления, а не восприятия, как это бывает в случаях действующей в актуальном плане установки.


Получается такое положение: у человека вырабатывается способность действовать в каком-то новом плане, в плане вторично отраженной действительности и, таким образом, открыть в себе возможность не только непосредственного, прямого ответа на действующие на него раздражения, что в той или иной степени доступно и животному, но и опосредованных видов реакции на развертывающуюся перед его глазами широкую картину действительности". (Узнадзе Д.Н. Теория установки. Москва-Воронеж, 1997, с.300).


Так реальная ситуация и реальная потребность через соответствующую установку запускают воспоминания о некогда виденном и слышанном, запускают когнитивный блок, содержащий рецепты соответствующего поведения, предписания соответствующих реакций. Вместе с тем, очень важно понимать, что обращение к воспоминаниям, к содержимому памяти возникает лишь в том случае, когда у человека возникает то или иное затруднение в устранении затруднения, т.е. потребности. Именно возникшее затруднение по поводу затруднения и заставляет человека перенестись в область теории, в область восприятия и осмысления своих былых восприятий, реанимирует эти былые восприятия. Этот процесс Д.Н.Узнадзе назвал объективацией или, иначе говоря, процессом возникновения человеческого мышления и далее, процессом возникновения человеческого языка:

"Когда человек выступает в роли слушателя, слово у него в первую очередь актуализирует установку, фиксированную у него в результате многократного воздействия этого же слова в прошлом. На основе этой установки у него возникает соответствующее психическое содержание, которое он переживает как значение слова. Это означает, что он понял слово.

Как видим, слово, в котором говорящий подразумевает определенное, конкретное содержание, передает слушателю это содержание не прямо, а, в первую очередь, пробуждает в последнем определенную установку; и затем, на основе этой установки, возникает определенное психическое содержание, которое переживается в качестве значения услышанного слова. Следовательно, беседу действительно нельзя сравнить с передачей какого-либо предмета из одних рук в другие. Но если это так, т.е. если слово в слушателе в первую очередь возбуждает не психическое содержание, а установку, то тогда понятно, что "при слушании того или иного слова никто не мыслит именно и точно то, что другой". Значение слова, как определенное психическое содержание, является реализацией установки, возбужденной посредством слова. Однако установка всегда является более или менее генерализованным процессом: ее реализация в психике и, возможно, в поведении в определенных границах различна; следовательно, становится само собой понятно, что слушатель никогда не мыслит именно и точно то, что говорящий, что понимание (по словам Гумбольта) в то же время является и непониманием и "согласованность - несогласованностью". Таким образом, мы видим, что слово всегда индивидуально, поскольку оно является реализацией установки". (Узнадзе Д.Н. Теория установки. Москва-Воронеж, 1997, с.438).


"Однако понимание было бы невозможно, если бы слово в слушателе возбуждало совершенно другую установку, чем та, которая фиксирована в нем. Следовательно, то, что слово общо, что всеми понимается одинаково, - это тоже объясняется понятием установки.

Таким образом, если подразумевать, что слово возбуждает фиксированную установку, то станет ясным, во-первых, что посредством слова слушателю передается не определенная мысль, содержание, а в нем возникает какой-то процесс, который определяет переживание значения слова..." (там же, с.439).

"Как видим, слово и значение опосредствуются установкой, основой их объединения, синтеза является установка". (там же, с.440).

"Так возникает система знаков, которая переживается как неза-висимая от отдельного индивида реальность, - так возникает язык, в узком значении этого слова". (там же, с.446).

Язык, как мы видим, возникает из факта восприятия единичного, ко-торое при сопоставлении с другими фактами восприятия осознается как частный случай общего и оярлычивается соответствующим образом. В этом случае мы можем говорить, что восприятие своих собственных вос-приятий приводит к феномену категоризации - отнесению очередного воспринимаемого раздражителя к той или иной общности. Соответственно, саму категоризацию можно рассматривать с одной стороны, как процесс соотнесения воспринимаемых предметов и явлений с опытом субъекта, а с другой стороны, как основу убеждений, которая в совокупности с мотивационно-оценочными и операциональными компонентами опыта оп-ределяет поведение человека.

Иллюстративный пример:

Клиент убежден: "колоться ханкой - кайф, а быть под кайфом - хорошо". Клиент в этом убежден, и это проявляется в соответствующих поступках.

Почему же наш клиент считает, что "ханка - вызывает кайф"? Потому что именно такое представление ему настойчиво внушали и наркома-ны, и трезвенники, и антинаркотические телепрограммы, когда у него еще и в мыслях не было сбегать из мира реального в иллюзорный. Именно под воздействием этого единодушия, царящего в социуме, он, впоследствии после нескольких проб и уверовал во все внушаемое.

А почему он полагает, что "быть под кайфом - хорошо"? А это он впитал, что называется "с молоком матери", вынужденно соучаствуя в домашних пьянках, созерцая телепьянки, слушая песенки, читая книжки…
"Хорошо - иметь кайф! Хорошо, когда хорошо!" Эта, внешне очень убедительная и нехитрая философия на деле оказалась очень хитрой и подлой ловушкой, в которой насовсем исчезало будущее, а обездвиженное настоящее превращалось в разлагающееся болото, которое засасывало, затягивало незаметно и всерьез. "Живи настоящим!" - это ли не лозунг всех временщиков и наркопотребителей?!

"Живи настоящим!" - говорит себе человек, и настоящее превращается в цель, и целью становится кайф. А все прочее теряет ценность, утрачивает смысл и притягательную силу.

Быть в кайфе - цель, а цель оправдывает средства. Если желанная цель достигнута, становится желанно-хорошим и все то, с помощью чего ее удалось достичь: никотин, находящийся в сигаретном дыме, который поглощал дедушка, спирт, находящийся в шампанском, который поглощала мама, опий, находящийся в маковой соломке, который поглощал моло-дой отпрыск… Разные химические вещества - в одном и том же процессе, в процессе воздействия на нервную систему, на головной мозг, ради дос-тижения одной и той же цели - кайфа. И когда мама начинает активно выступать против ханкопотребления, коим занимается ее сын, она, с точки зрения сына, тем самым, фактически выступает не просто против ханко-потребления, но и против кайфа, против того, что сама же некогда возвела в ранг безусловной ценности, обладание которой - желанно. Мать же, как она сама полагает, отвергает не ценность кайфа, а лишь одно из многих средств его достижения.

Конфликт, таким образом, прежде всего, возникает не на уровне цели, но на уровне средств ее достижения. Сын нашел путь к цели более короткий потому-то он и не может взять в толк, отчего достижение кайфа с помощью спирта - наркотика традиционного, приемлемо, а с помощью опия, наркотика нелегального - нет?

Можно ли преодолеть вышеописанную коллизию? Да, но для этого необходимо четко понимать суть противоречия, возникшего между двумя субъектами.

Как выше мы уже отмечали, в основе поведения лежат убеждения, которые формируются на базе знаний, эмоций и ценностей.

Кайф сам по себе с точки зрения наших субъектов является ценностью. Переживание кайфа рассматривается как эмоционально привлекательное состояние. Они знают, что получить это состояние можно посредством воздействия химического вещества на головной мозг и периферическую нервную систему.

В чем же противоречие?

В деталях. Мать считает опий недопустимым средством воздействия, поскольку наркомания препятствует получению образования, специальности, созданию семьи и т.п. Сын считает потребление опия вполне допустимым, поскольку семья, специальность и образование для него вообще не более, чем обуза.

И мать, и сын считают кайф ценностью, допускают, что кайф можно получать посредством воздействия на мозг химическими веществами, а сам процесс воздействия определяют как кайф. Одно из главных различий между ними заключается в том, что под "химическими веществами" мать понимает "хорошее вино", а сын - все, что парализует мозги. У него представления расширены, у нее - заужены. Он стремится занять позицию вне рамок, снять ограничения, упразднить ориентиры, и при этом убежден: "если хочется, то - можно".

Вторая проблема наркомана заключается в том, что он фиксируется на побочном эффекте, идентифицирует его как цель абсолютную, упуская и при этом главное. Представьте себе человека, который, копаясь на своем дачном участке, был бы ориентирован на получение пота, усталости, мозолей, а не урожая?

Человек здоровый, - умственно и психически, - убежден в том, что удовольствие это побочный эффект процесса, в результате которого достигается основная цель - выжить. Цель наркомана - получение побочного эффекта.

Изменить убеждение, означает, изменить поведение.

****

Убеждение - мысль в форме суждения, в котором с верой что-либо отрицается или утверждается. Любое убеждение всегда эмоционально окрашено, отражает систему ценностей индивида и возлежит на его личном опыте. Даже если этот опыт всего лишь некие умозрительные операции или - мысль внушенная. Убеждения возникают как результат преодоления проблемного состояния. Следовательно, для изменения убеждения необходимо заново пережить былую проблему, но так, чтобы мог появиться иной вывод. Простое же отрицание истинности какого бы то ни было убеждения, отрицает саму способность самостоятельно делать истинные выводы, опираясь на работу своих собственных рецепторов, а это равнозначно - смертному приговору.

Убеждения бывают, по крайней мере, четырех типов:

1. Убеждение о причине.

Причина - явление, действие которого вызывает, определяет, изме-няет, производит или влечет за собой другое явление, именуемое следствием. Идентифицировать наличие данного убеждения у клиента можно по связкам причинно-следственного характера: "Я курю потому что у меня привычка", "Я пью, потому что жизнь такая".
Убеждение о причине, это утверждение о том, что нечто вызывает нечто.

2. Убеждение о значении.

Значение - это информация, заключенная в слове (в факте, явлении), благодаря которой происходит отнесение слова (факта, явления) к той или иной системе, общности, массиву, классу. Значение - это то, чем тот или иной объект является для людей, находящихся в процессе совместной деятельности. Значение выделяет объект из мира объектов, делает его чем-то отличающимся от других.

Если вы курите, что это значит?
Это значит, что вы переживаете и к вам нужно начинать относиться снисходительно?

Если человек курит, то, очевидно, с помощью курения он хочет отнести себя к некоему классу людей. Значить - значит, относится к классу. Но здесь речь должна идти не об идентификации самого человека, а о его действии. Мы говорим о значении действий. Когда речь идет об идентификации самого человека, это и есть убеждение об идентичности.

Например, человек может утверждать: "я курю, значит, я безвольный человек". Это утверждение касается его курения, а не его, как человека и поэтому оно есть убеждение о значении. Если же человек говорит: "Я безвольный человек" - это убеждение об идентификации. Если: "я безвольный человек - значит я ничтожество" - это убеждение о значении, но не об идентификации.

3. Убеждение о смысле.

Смысл - это отношение человека к значению знака в свете актуальной потребности, выраженное в форме простого суждения - отрицания или утверждения чего-либо. Например, "Я курю, чтобы похудеть".
К этому роду убеждений мы может отнести такие высказывания:
"курение - успокаивает",
"курение - взбадривает".
Любое утверждение, под которым есть фраза "это дает мне это".

4. Убеждение об идентичности.

Идентичность - это тождественность одного объекта другому; субъективный эквивалент "Я".
В убеждении человека фиксируется проблема, которая может возникать на самых разных уровнях его функционирования. Убеждение рождается из проблемы для устранения проблемы.
С точки зрения НЛП, можно говорить о нижеследующих уровнях:

1. Внешнее окружение субъекта.

2. Поведение - процесс взаимодействия Я с внешним окружением.

3. Модель мира - представление человека о том, как и на каких принципах строится (должно строиться) внешнее окружение.

4. Способности - ресурс, достаточный для перехода замысла в реальность. (Что Я могу?).

5. Идентичность - представление о себе, выраженное в виде убеждений. (Кто есть Я ?).

Таким образом, когда человек испытывает какое-либо затруднение, какое-либо беспокойство, следует определить, на каком уровне оно возникло. Например, человек может испытывать трудности в отказе от табакокурения, и при этом он может считать, что курит
- "потому что у него жизнь такая" (внешнее окружение),
- "не пытался бросить курить" (поведение),
- "потому что все курят" (модель),
- "не могу - у меня нет силы воли" (способности),
- "я безвольный человек" (идентичность).
Выше мы выдвинули гипотезу: убеждение образуется как результат преодоления проблемного состояния; убеждение формируется на основе знания о приятных переживаниях, которыми сопровождается определенное действие, знаниями о том, что, как и когда нужно делать для достиже-ния цели и знаниями о ценности тех или иных алгоритмов и эмоциональных состояний. Всякое убеждение запускается напряжением для устранения напряжения возникшего. Исходя из этого: нейтрализовать старое убеждение можно либо путем создания нового, более эффективного, либо превратив старое убеждение в абсурд.

****

Обратившись к Ветхому Завету - Книге Бытия, мы узнаем, что про-блемы у прачеловека появились с того самого момента, когда он решил жить своим умом - съел запретный плод с древа познания добра и зла, т.е. поступил по собственному произволу, а не по заповеданному. С тех самых пор и пребывает человек на земле, словно во мраке, не зная Истины и потому страдая. И только к зрелым годам - в лучшем случае - начинает он понимать, что жить-то надо по правилам, в соответствии с законами Природы… Ведь действительно, "природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам". (А.Герцен). Все проблемы есть результат отклонения от естественного хода вещей, отклонение - результат человеческого произвола, обусловленного ошибочным мировоззрением.

Каждый из нас с момента своего рождения создает свою собственную модель мира, в котором предстоит провести целую жизнь. Однако, модель мы создаем, используя в качестве инструмента свое тело, а возможности тела - ограничены: мы не слышим ультразвук, не видим инфракрасное излучение, нам недоступны многие запахи… Мы воспринимаем только часть мира. Следовательно, наша модель мира, будучи неполной, неточна, а значит, неверна, ошибочна. Ошибки проявляются в сознании в виде суждений. Ошибочные, ограниченные моделью суждения, в которые мы верим, есть наши ошибочные убеждения, которые ограничивают нашу свободу, ибо наша свобода простирается лишь в рамках того мира, который доступен нам в виде наших о нем представлений. Принимая свое убеждение за верифицированную истину, мы отказываемся руководствоваться информацией иной. И тогда информационная неполнота, информационный перекос проявляется в виде отклоняющегося поведения. И мы получаем результаты, которых не желали. И мы начинаем понимать: ошибки - результат наших ошибочных убеждений. И тогда мы обращаемся к специалистам по убеждениям.

Работа по изменению убеждения начинается с его идентификации, а для этого необходимо, чтобы убеждение проявилось.

Из вышеизложенного материала следует, что убеждение - это условно-рефлекторная реакция на возникшее ощущение утраты состояния покоя. Именно ощущение выводит нас из состояния бездействия, безмыслия - запускает процесс размышления, заставляет думать, но думать только о тех предметах, которые способны помочь нам вновь обрести необходимую стабильность. Круг помыслов ограничен, содержание круга - не самого лучшего качества… И тогда возникает недовольство настоящим являющееся ничем иным, как совокупность убеждений.
Убеждения по поводу настоящего это и есть наши первые убеждения, имея которые мы истолковываем, интерпретируем явления мира строго определенным образом. Наши убеждения по поводу настоящего резко ограничивают наше представление об этом мире.

Недовольство может касаться
- внешнего окружения субъекта,
- процесса взаимодействия Я с внешним окружением,
- представления человека о том, как и на каких принципах строится (должно строиться) внешнее окружение,
- своими способностями,
- представлением о себе самом.

Выяснив, собрав все эти жалобы клиента, являющиеся собранием его убеждений о настоящем, мы собираем информацию о том, что он хочет иметь вместо этого, т.е. собираем его убеждения о том, чего он, как он считает, достоин. Затем, собираем его убеждения, касающиеся того, что, с его точки зрения ему мешает перейти из настоящего в желаемое. И, наконец, собираем убеждения касательного того, что, с его точки зрения, ему нужно для того, чтобы перейти в желаемое состояние (какие ресурсы?).

Исходя из этих соображений мы и задаем клиенту ряд вопросов:
1. Что вас не устраивает в вашем настоящем состоянии?
2. Что вы хотите (цель)?
3. Что мешает вам перейти из сегодняшнего состояния в желаемое (помехи)?
4. Какие ресурсы вам нужны для того, чтобы перейти из сегодняшнего состояния в желаемое?
Все ответы на все пункты это спектр убеждений человека.
Каждое убеждение имеет эмоциональную окраску, семантическое выражение и указание на ценностную ориентацию.

Иллюстративный пример:

1. Вопрос: "Что вас не устраивает в вашем настоящем?"
Ответ: "Мне не нравится, что я курю, потому что курение вредит здоровью".
Эмоция: отрицательная, как реакция на свои действия и на себя, как на курильщика,
Семантика: курение вредит здоровью, я плохой, если я курильщик.
Ценности: разрушать свое здоровье плохо, плохо быть курильщиком.
Зачем задавать 1-й вопрос:
- осознание неприемлемого настоящего основа для отрицания этого настоящего;
- через осознание нежелательного человек лучше начинает пони-мать то, что он хочет.

2-й Вопрос: "Что вы хотите вместо курения?"
Ответ: "Я хочу быть человеком, который ведет здоровый образ жизни".
Эмоция: положительная, как реакция на свои действия и на себя, как человека ведущего здоровый образ жизни.
Семантика: вести здоровый образ хорошо.
Ценности: быть здоровым - хорошо.
Зачем задавать 2-й вопрос:
- понимание того, что человек хочет, мобилизует все его составляющие на достижение желаемого результата;
- формулировка цели в соответствии с правилами "5 критериев" позволяет сосредоточиться на действительном, а не расплывчатом.
Вопрос: "Что вам мешает перейти из сегодняшнего состояния в желаемое?"
Ответ: "Тяга".
Эмоция: негативная, как реакция на свои действия.
Семантика: я вынужден подчиняться тяге.
Ценности: плохо быть зависимым, подчиненным.
Зачем задавать 3-й вопрос:
- осознание помех делает возможным работу по их устранению.
Вопрос: "Какие ресурсы вам нужны для того, чтобы перейти из сегодняшнего состояния в желаемое?".
Ответ: "Мне нужно безразличие к курению".
Эмоция: хорошо быть безразличным к курению.
Семантика: если я буду безразличен к курению, я смогу вести здоровый образ жизни.
Ценности: хорошо быть независимым от курения и вести здоровый образ жизни.
Зачем задавать 4-й вопрос:
- определив ресурсы, клиент дает нам возможность работать с ним по инкорпорированию этих ресурсов в нужное место.

1.
Представляется очевидным, что наша задача выяснять не вообще все убеждения клиента, а лишь его главное убеждение, под воздействием которого осуществляется нежелательное поведение:
- Что вам не нравится из того, что вы делаете? (Я курю).
- Делая то, что вам не нравится, что хорошего вы хотите тем самым достичь? Для чего вы это делаете? Как вы оправдываете свое поведение? Каково назначение поведения, которое вы осуществляете? (Курю, потому что сигарета успокаивает).
- Что вы хотели бы делать вместо того, что делаете? (Я хотел бы не курить. Если буду думать, что сигарета возбуждает, то для успокоения курить не буду. Если для успокоения найду безкурительный вариант, буду использовать его).

2. Отделение средства от цели
Установив убеждение клиента в виде умозаключения ("Курю, потому что сигарета успокаивает"), необходимо абстрагироваться от конкретного случая, чтобы подняться на один уровень выше. И тогда получается следующее: "(1.) Курить надо, потому что (2.) надо быть спокойным".
Эти две фразы соотносятся друг с другом как цель и средство. В ка-честве цели (и "основного" убеждения) в данном случае выступает - "быть спокойным", достижения которой ради человек использует средство - "курить". Это важно различать, т.к. "быть спокойным" может иметь генетическую связь с референтной группой, в то время как "курить" может являться полнейшей отсебятиной.
(Данная поведенческая стратегия, очевидно, исходит из детского понимания: хвалят за результат, а не за процесс достижения результата).
Подобная процедура позволит человеку почувствовать, что наша работа не представляет угрозы его базовым ценностям, поскольку мы разделяя его ценности, отвергаем как малоэффективный способ их утверждения.

3.
Установив в убеждении клиента части, необходимо выявить между ними противоречие, доведя тем самым их сосуществование до логического абсурда.
При этом мы исходим из того, что курение
- позволяет достичь состояния покоя,
- является процессом, который приятен,
- является процессом, убирающим неприятные ощущения,
- будучи процессом, разрушающим здоровье, - состояние удовлетворения, - приводит к беспокойству,
- будучи процессом, разрушающим здоровье, - условие получения удовольствий (легкое дыхание, независимость от привычки, приятный цвет лица, хорошая память, работоспособность, выносливость и т.д. - перечень, полученный со слов клиента), - лишает курильщика удовольствий, получаемых благодаря здоровью.
Для доведения курения до абсурда необходимо:
1. Установить те результаты, которые курильщик ожидает достичь посредством курения. Составить весь список за весь день по каждой сигарете. Полный анализ.
2. Выявить, какие ощущения от воздействующего дыма и ритуала (раздельно) курильщик интерпретирует как приятные.
3. Составить список факторов, побуждающие клиента прекратить курение (болезни, трата денег, расстройства, сам факт, что он является курильщиком, перспектива стать больным и т.п.), и дать прочувствовать беспокойство по поводу каждого ущерба.
4. Составленный список факторов, вместе с тем, позволяет определить и ценности, которыми он руководствуется. Так, утверждение, что курение может привести к раку, указывает на здоровье, как на нечто значимое для человека. Отсюда, мы имеем два полюса: курение - процесс разрушения себя, и здоровье, как способ получения удовольствий. Каких? Именно это и нужно выяснить: что хочет человек получать, имея здоровье? Составить список тех удовольствий, которые получает человек некурящий. Дать прочувствовать удовольствие от обладания этими удовольствиями.


Примерный план работы с конгнитивным блоком

I.
1. Когда сегодня была первая сигарета? (Время, чем занимались за мину-ту до появления желания закурить).
2. Какие у вас были ощущения за минуту до появления желания закурить?
3. С какой целью вы начали поглощать сигаретный дым?

II.
1. При курении, какие приятные ощущения вызвал у вас воздействующий на вас сигаретный дым?
2. При курении, какие приятные ощущения вызвал у вас сам ритуал по-глощения сигаретного дыма?

III.
1. Какие факторы - побуждают вас принять решение отказаться от курения?
- плохое здоровье,
- плохое самочувствие,
- эстетическая непривлекательность,
- затруднение с финансами,
2. Представьте себе, что вы… (больны, одиноки, беспомощны пр.)

IV.
1. Составленный вами список факторов, вместе с тем, позволяет опреде-лить и ценности, которыми вы руководствуетесь. Так, утверждение, что курение может привести к раку, указывает на здоровье, как на нечто значимое для вас. Здоровье в данном случае мы понимаем так же, как оно понимается в преамбуле Устава ВОЗ: "Здоровье…." Попробуйте определить, какая именно ценность стоит за вашим утверждением: "Нужно бросать курить, потому что из-за курения у меня плохая память"? (Ценность - хорошая память).
2. Отсюда, мы имеем два полюса: 1. курение - процесс разрушения здо-ровья, получения нежелательных последствий, и 2. Некурение - процесс сохранения здоровья, условие получения неких значимых для вас характеристик. Каких? Давайте попробуем это выяснить: что вы хочтите получать, имея здоровье? (Некурение сегодня, таким образом, будучи связанным с днем завтрашним, обретает смысл).
3. Представьте себе, что вы… (здоровые, жизнерадостны, у вас прекрасный цвет лица, отменная память и пр.).


Примерный план работы с ценностным блоком

1. Можно ли сказать, что все вами делаемое делалось для того, чтобы ощутить удовлетворение?
2. Можно ли думать, что и ваши родители также все, что они делали, делали для достижения удовлетворения?
3. Следовательно, состояние удовлетворения является целью и для вас, и для ваших родителей, не так ли?
4. А как ваши родители относились к тому, чтобы достигать это состояние, состояние удовлетворения посредством курения, т.е. отравления нервной системы?
5. Одобрили бы ваши родители то, что вы отравляете себя табаком для того, чтобы достичь состояния удовлетворения?


Примерный план работы с эмоциональным блоком

Курильщик отказывается от удовольствия курить, потому что начина-ет превалировать степень неудовольствия от его последствий. В этой связи:
1. Какие приятные ощущения, состояния у вас вызывал процесс курения?
2. Каким образом сигаретный дым создает эти состояния, ощущения?
3. К каким отдаленным последствиям приведет этот способ получения приятных ощущений, состояний?

Примерный план работы по созданию новых убеждений

Образование убеждения начинается с негативного переживания, ко-торое есть сигнал, запускающий поисковую активность индивида, осуществляемую, прежде всего, в генетически заданном пространстве среди генетически определенных объектов. Получив в этот момент информацию от референтного окружения о том, что может снять негативное переживание, человек переживает ее как эмоцию положительную. Если же нет этого негативного переживания, то человек вообще оказывается не способным что-либо воспринимать. Без эмоции нет восприятия.
Таким образом, запись убеждения начинается с эмоционального состояния, которое находит в окружающем мире, разумеется, среди авторитетных источников, достойный пример для подражания.

В свете вышесказанного:

Создание новой установки

1. Вспомните, когда, где и как вы переживали затруднение.
2. Представьте авторитетного человека, который испытывает такое же затруднение.
3. Представьте, что он устраняет это затруднение посредством пития сока.
4. Сделайте все это 15 раз.
5. Представьте себя, испытывающим затруднение и делающим то, что делал авторитетный человек.
6. Сделайте это 15 раз. После каждого раза включать якорь положительной эмоции, который необходимо создать заблаговременно.

Изменения возможны! И мы в это верим!

Осень 2001 г. Е.Батраков

Назад
   
Copyright © 2008 Свободный человек. По вопросам и пожеланиям обращаться mtt@hitv.ru, ICQ 401665153
Сайт создан в системе uCoz