1

Свободный человек. Необычный взгляд на обычные вещи

 
Назад
На главную
 
Что лучше использовать: "кнут" или "пряник"?

Что лучше использовать "кнут" (штрафы, наказания) или "пряник" (бонусы, поощрения)? И когда лучше использовать "кнут", а когда "пряник"?

Не существует позитивной или негативной мотивации. Все зависит от мотивации самого человека. Для одних людей лучшей мотивацией является решение возникших проблем при достижении результата, а для других само продвижение по направлению к результату.

1. Используйте "кнут" и "пряник"

Когда менеджер ставит персоналу задачи, например, увеличить объем продаж на 10%, то он устанавливает для одних цель, а для других проблему. И если одни достигают цели с помощью мотивации на результат (пряник), то другие достигают цели с помощью мотивации на избегание проблем, которые могут возникнуть (кнут). При этом те и другие люди достигают цели.

Люди с мотивацией "пряник" прежде чем двигаться к направлению результата подумают о тех преимуществах и выгодах (бонусы, поощрения), которые они получат после достижения результата. Если их устроит этот бонус, то они будут нацелены на результат.

Люди с мотивацией "кнут" прежде чем двигаться к направлению результата подумают о тех проблемах (штрафы, наказания), которые могут возникнуть, если они не достигнут результата. Если наказание будет серьезным, то они будут нацелены на результат, чтобы избежать этого наказания.

2. Правильно используйте "кнут" и "пряник"

Самое главное это правильное применение мотивации к этим людям. Для человека с мотивацией "пряник" мотивация "кнута" будет являться большой демотивацией, а люди с мотивацией "кнута" неохотно воспринимают мотивацию на результат, поскольку призыв на результат начитает их раздражать.

Пример послания сообщения для человека с мотивацией "пряник": "Есть цель - увеличить долю рынка на 10%. Достижение этой цели позволит нам подняться на ступень выше, чем наши конкуренты, а соответственно поднять уровень нашей заработной платы". Такое послание скорее всего затронет сердца людей с мотивацией "пряник", а людей с мотивацией "кнут" этот призыв будет раздражать и у них будет вопрос в голове: "Зачем это нужно? Я не вижу, не чувствую ни каких проблем с поведением наших конкурентов".

Пример послания сообщения для человека с мотивацией "кнут": "Есть цель - увеличить долю рынка на 10%. Достижение этой цели позволит нам избежать ряд проблем, а в частности - сохранить наш уровень заработной платы". Такое послание скорее всего затронет сердца людей с мотивацией "кнут", а у людей с мотивацией "пряник" этот призыв скорее всего введет их в заблуждение и у них будет вопрос в голове: "Я не вижу, не чувствую никаких перспектив. Что мы получим дополнительно, если достигнем поставленной цели?".

Часто люди обладают смешанным направлением мотивации - "кнут" и "пряник". Для таких людей, как и на общем собрании, вы можете использовать смешанный тип сообщения: "Есть цель - увеличить долю рынка на 10%. Достижение этой цели позволит нам подняться на ступень выше, чем наши конкуренты, а соответственно поднять уровень нашей заработной платы. Достижение этой цели также позволит нам избежать ряд проблем, а в частности - сохранить наш уровень заработной платы".

3. Определите мотивацию каждого сотрудника

Мотивацию кандидата можно определить на собеседовании, задав ему два вопроса:

1) Что Вы хотите от своей работы, лично для себя?
И люди с разной мотивацией могут ответить одно и то же, например, денег и карьеры.

2) А что дает Вам карьерный рост?"

И человек с мотивацией "кнута" преимущественно отвечает: "Уверенность в завтрашнем дне... Стабильное положение в обществе...". Т.е. для того чтобы быть уверенным в завтрашнем дне, человек понимает, что для этого ему необходимо решить проблему с карьерным ростом, поскольку это отрицательно может сказаться на стабильности его работы в компании.

А человек с мотивацией "пряник" преимущественно отвечает на этот вопрос: "Познание нового... Развитие....", т.е. для него важен результат - то, что он приобретет.

Человек с мотивацией "кнута" использует негативную структуру предложения или описывает, как избежать проблем. Например: "Я не должен зарабатывать меньше 300 у.е.", "Только заработок в 300 у.е. поможет мне удовлетворить свои необходимые жизненные потребности".

Человек с мотивацией "пряник" использует позитивную структуру предложений, указывающую на продвижение к цели. Например: "Я хочу зарабатывать больше, чем 300 у.е.", "Мне необходим этот заработок для движения вперед".

Памятка менеджеру в том, как использовать бонусы и штрафы:

1. Определите направление мотивации каждого сотрудника
2. Используйте "кнут" и "пряник"
3. Правильно используйте "кнут" и "пряник".

Н.Дорощук, тренер-практик
тренинговая компания «Бизнес-Гармония» biz-garmony.com.ua

Назад

   
Copyright © 2008 Свободный человек. По вопросам и пожеланиям обращаться mtt@hitv.ru, ICQ 401665153
Сайт создан в системе uCoz