1

Свободный человек. Необычный взгляд на обычные вещи

 
Назад
На главную
 
От коэффициента консервативности - к коэффициенту полезного действия. Составляющие делового имиджа

"В чем пойти на работу?" - вопрос, с которого начинают свой день тысячи работающих мужчин и женщин. Какая же одежда наиболее уместна на рабочем месте?

Поскольку мы проводим на работе большую часть времени, одежда должна нам нравиться и быть удобной, но при этом соответствовать деловой обстановке. Сейчас появилось множество публикаций, посвященных теме так называемого офисного стиля.

Мнения разделились на два полярных лагеря. С одной стороны, с ярких глянцевых обложек журналы призывают нас "выбросить на свалку истории унылый офисный костюм неопределенного цвета". Представители другого полюса в формировании офисного стиля руководствуются нормами делового протокола и утверждают, что только соблюдение строгих правил делового этикета позволит выглядеть профессионально. Как обычно, истина находится где-то посередине. Вопрос в том, как отмерить эту самую золотую середину.

Чтобы принять оптимальное решение, необходимо ответить себе на три вопроса - где я работаю, кем я работаю и кто мой клиент. Поговорим подробнее о каждой из этих составляющих.

Персонал часто называют живой витриной компании. При этом имеет значение размер компании, область ее деятельности и стиль менеджмента. Работа в крупной западной компании несомненно потребует больше ограничений при выборе одежды, чем работа в небольшом семейном бизнесе. В иерархии сфер деятельности самое высокое положение занимают государственные учреждения, затем следуют финансовые и юридические структуры, производство и торговля; за ними фирмы, деятельность которых связана с оказанием услуг; СМИ и, наконец, шоу-бизнес и мода. Это и понятно - государственные учреждения должны ассоциироваться с законом, порядком и уважением к государственной власти. В деятельности юристов и финансистов главным качеством считается надежность и респектабельность. Наоборот, главная задача шоу-бизнеса и модной индустрии - уметь выделиться. Здесь все средства хороши, поэтому можно позволить различные вольности в одежде, вплоть до шокирующих.

Такая же иерархия существует и в определении профессиональной принадлежности. Условно персонал можно разделить на четыре основных категории:

руководство (топ-менеджеры и управленцы различных рангов). Они должны являться примером для своих подчиненных, следовательно, и к выбору одежды подходить с особой тщательностью;

персонал по работе с клиентами (торговые представители всех мастей). Впечатление о компании во многом складывается в результате общения с этими сотрудниками;

специалисты, выполняющие узкий круг задач, требующих профессиональных знаний в определенных областях, например, бухгалтеры, дизайнеры, маркетологи. Для представителей данных профессий важно в одежде подчеркнуть свой профессиональный статус;

персонал, обслуживающий основные бизнес-процессы - продавцы-консультанты, курьеры, монтажники, гостиничные работники и т.д. Униформа в данном случае помогает клиентам идентифицировать, скажем, сотрудника службы доставки продуктов на дом, а в магазине, гостинице или ресторане - выделить из толпы человека, к которому можно обратиться.

И, наконец, о третьей составляющей - тех, с кем вы общаетесь. Ведь, в конечном итоге, наша задача - произвести целенаправленное впечатление на тех, от кого зависит процветание нашей компании, да и нас самих. Одинаково ли вы оденетесь на важную встречу в министерство для подписания контракта и на рабочее совещание с подчиненными? Наверное, все-таки нет. В первом случае вы должны выглядеть успешным респектабельным человеком, с которым можно иметь дело. В разговоре же с сотрудниками излишне статусный вид может создать между вами барьер.

Известно, что "сытый голодного не разумеет". Впрочем, как и голодный сытого. Вот почему одежда ни в коем случае не должна демонстрировать превосходство (помните об основном принципе делового этикета - уважении к партнеру). Желание пустить пыль в глаза иногда может сыграть с вами злую шутку. Вместо сногсшибательного представления о вашей крутизне у вашего собеседника может сложиться впечатление, что вы всего лишь обыкновенный транжира и доверять вам свои капиталы рискованно. Не забывайте, что бизнесмены, особенно западные, умеют считать деньги и приветствуют разумную экономию.

А как быть, если ситуация обратная - например, менеджер по продажам не может позволить себе костюм за несколько тысяч долларов, в которых щеголяют его VIP-клиенты? Любой стилист скажет вам: научиться выглядеть стильно и элегантно и иметь ухоженный вид при правильном подходе можно и за умеренные деньги. Как правило, одежда, начиная с определенной ценовой категории, не слишком заметно отличается по качеству от той, что даже на порядок выше. Например, костюмы стоимостью $500 и $2000 могут смотреться очень похоже. Полезно также помнить о принципе "более важной встречи". Если вы планируете в один день нанести несколько визитов, и у вас не будет возможности переодеться, оденьтесь соответственно наиболее важному из них. Если же никаких деловых встреч не планируется, можно позволить себе больше вольностей в одежде.

Ваш стиль можно будет считать абсолютно безупречным, если вы будете придерживаться так называемого коэффициента консервативности в одежде. Рассчитав свой КК, вы сможете избежать погрешностей в гардеробе, что, несомненно, оценит по достоинству ваш деловой партнер. Объясним, как это сделать, на простом примере.

Вы являетесь бухгалтером западной компании по производству электроинструмента, и вам необходимо презентовать руководству план по сокращению издержек компании. Коэффициент области деятельности фирмы соответствует 7, занимаемой должности - 6. Так как встреча важна для вас и может послужить толчком в вашей карьере, коэффициент контактов примем за 9. Соответственно коэффициент консервативности равен (6+7+9)/3, что в результате равно примерно 7. Коэффициенту консервативности, равному 7, соответствует профессиональный костюм - например, для женщины это брючный костюм основного цвета ее цветовой гаммы в комплекте с подходящей по цвету шелковой блузкой и элегантным шарфом. Оживить образ может также комплект, состоящий из стильных сережек и кольца. Единственное пожелание - они не должны быть слишком увесистыми и вычурными. От цветочков и бабочек в ушах тоже лучше отказаться.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов отечественную специфику и слепо следовать букве международных стандартов. Главным остается принцип - соответствовать требованиям компании, занимаемой должности и уровню клиента. А позитивный настрой вообще прилагается бесплатно. И кто знает, возможно, ваш преображенный внешний вид станет основой для зарождающейся политики компании в области требований к внешнему виду.

Екатерина МАСЛОВА,

консультант по имиджу

Назад

   
Copyright © 2008 Свободный человек. По вопросам и пожеланиям обращаться mtt@hitv.ru, ICQ 401665153
Сайт создан в системе uCoz